Формирование компетентности студентов является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях [1].
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает как источник информации или является организатором ее поиска. Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Совокупность использования этих средств и методов обеспечивает реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и студентов [2].
Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько отсутствием четкой линии при формировании педагогического общения. Зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода в качестве главной цели обучения [3].
Для успешной организации учебного процесса взаимоотношения студентов и преподавателей внутри него должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт "преподаватель-студент", а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого.
Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. Таким образом, замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформи-рованность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия "коммуникативное ядро личности" входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей, как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опьгг, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения - личность, столь же значимую, как и он сам.
Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им [4].
Еще одно необходимое условие положительного взаимодействие участников педагогического общения создается за счет формирования у педагога своего стиля коммуникации. В стиле общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей преподавателя; сложившийся характер взаимоотношений педагога и студентов; творческая индивидуальность педагога; особенности студенческого коллектива. Сформировать собственный стиль общения педагог может только при определенном уровне развития способности к самоанализу собственной профессиональной деятельности, в способности в ходе учебного процесса целенаправленно отобрать и накопить средства и способы общения, которые обеспечат оптимальную результативность в профессиональном взаимодействии со студентами. Эти методы способствуют стабилизации осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения [5].
Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля в педагогическом общении, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.