Сохранение и укрепление здоровья, поддержание высокой работоспособности студентов высших специальных учебных заведений, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений. Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата и всех систем организма. Организация учебной работы по предмету физическая культура и проведение спортивно-массовых мероприятий в вузах зависит от состояния здоровья студентов [3]. Медицинский контроль за студентами включает динамические наблюдения (текущие медицинские наблюдения, периодические медицинские осмотры, углубленные медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения) и оказание первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи при проведении спортивных мероприятий и занятий физической культурой [4].
При углубленном (первичном) обследовании решается вопрос о допуске студента к физкультурным и спортивным занятиям. Периодическое (повторное) врачебное обследование учащиеся проходят на втором и последующих курсах в начале учебного года. Вновь оценивается состояние здоровья, определяется динамика физического развития и функционального состояния, обсуждается возможность изменения медицинской группы. Повторные обследования проходят не реже одного раза в год все кон-тингенты учебных заведений, занимающиеся по программе физической культуры. Текущие (дополнительные) обследования студентов проводятся перед участием в соревнованиях, после длительного перерыва в занятиях из-за болезни. Допуск к учебным занятиям по физической культуре выдается амбула-торно-поликлиническими учреждениями врачом-терапевтом (педиатром) или врачом по лечебной физкультуре и спортивной медицине на основании результатов исследований. В программу углубленного медицинского обследования [4] студентов входят: осмотр педиатра или терапевта, окулиста, стоматолога, оториноларинголога, хирурга, травматолога-ортопеда, гинеколога, кардиолога, специалиста по лечебной физкультуре и спортивной медицине, а также других врачей в соответствии с медицинскими показаниями. Обязательным является проведение антропометрических измерений, функциональных проб, определение общей физической работоспособности, исследования электрофизиологических показателей (ЭКГ, ЭХО-кардиографических в том числе с нагрузочными пробами), рентгенографических исследований органов грудной клетки, клинических анализов крови и мочи. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные функционально-диагностические и лабораторные исследования. По результатам обследования определяют состояние здоровья, уровень общей тренированности, физического развития и функциональных возможностей. Проводят выявление пограничных состояний, как факторов риска возникновения патологии (в том числе угрозы жизни), изучение заболеваний (в том числе хронических в стадии ремиссии) и патологических состояний, являющихся противопоказаниями к занятиям физической культурой [3]. Врач составляет медицинские рекомендации по планированию занятий с учетом выявленных изменений в состоянии здоровья и целесообразности занятий избранным видом физической культуры с учетом установленного состояния здоровья и выявленных функциональных изменений.
Учитывая состояние здоровья и физическое развитие, студенты распределяются на три медицинские группы [1]: основную (учащиеся без отклонений в состоянии здоровья), подготовительную (учащиеся с недостаточным физическим развитием или подготовленностью) и специальную (учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья и требующие ограничения физических нагрузок). Учебные занятия по физкультуре с этими студентами проводятся по специальным учебным программам. По результатам проведенных функциональных проб, дается оценка функционального состояния студента (недостаточное, удовлетворительное, вполне удовлетворительное или хорошее), определяется принадлежность к функциональной группе. В первую группу входят студенты, для которых возможны занятия физической культурой без ограничений. Они могут участвовать в соревнованиях. Вторая группа - возможны занятия физической культурой с незначительными ограничениями физических нагрузок без участия в соревнованиях. Третья группа - возможны занятия физической культурой со значительными ограничениями физических нагрузок. Четвертая группа -возможны занятия лечебной физической культурой. Лица, отнесенные к третьей и четвертой группам, подлежат дополнительному обследованию не реже 1 раза в 3 месяца.
Большое значение в медицинском обеспечении физической культуры студентов имеют врачебно-педагогические наблюдения (ВПН), которые прово-дятсяне менее двух раз в год. Они представляют собой совместное наблюдение врача и преподавателя за состоянием студентов непосредственно в процессе занятий физической культурой [5]. При ВПН определяют условия проведения занятий (температура, влажность воздуха, состояние мест занятий, спортивного инвентаря, одежды и обуви занимающихся, наличие необходимых защитных приспособлений). Изучают план проведения занятия, объема и интенсивности нагрузки, последовательности упражнений, характера вводной и заключительной частей, проводят хронометраж работы обследуемых, изучают исходное состояние, реакции на нагрузку и течение процессов восстановления обследуемого физкультурника, составляют "физиологическую" кривую тренировочного занятия, отражающую различную степень воздействия на организм, и схемы построения занятий. На основании проведенного исследования составляются врачебные рекомендации по режиму учебно-тренировочного занятия с целью внесения необходимых корректив в план занятий, определение сроков повторных и дополнительных обследований (при наличии отклонений в состоянии здоровья).
Таким образом, медицинское обеспечение практических занятий по физической культуре и спортивных мероприятий со студентами в вузах представлено различными формами, которые направлены на сохранение здоровья и профилактику травматизма.