Основной контингент больных в терапевтических отделениях пропедевтической клиники КубГМУ составляют в основном пациенты пожилого и старческого возраста.
Особенностью ухода за тяжелобольными является постоянное наблюдение за состоянием и жизненно важными функциями, регулярная оценка внешнего вида и ряда параметров (артериальное давление, частота и характер пульса, частота и характер дыхания, уровень сознания, физиологические отправления и пр.). Запрещается оставлять тяжело больных без присмотра. Очень важным является приготовление удобной постели и уход за нею. Тяжелобольные должны помещаться в маломестную в палату при пребывании в стационаре, а в домашних условиях они должны находиться в отдельной комнате. Одной из главных задач ухода за тяжелобольными является профилактика пролежней. Важно обеспечить кормление больных; при невозможности осуществить энтеральное питание, необходимо наладить введение питательных веществ парентерально и через прямую кишку. Особое внимание следует уделить физиологическим отправлениям тяжелобольных, т.к. из-за тяжести состояния они не могут самостоятельно выполнить эти функции, зачастую наблюдается вследствие параличей сфинктеров непроизвольные мочеиспускание и дефекация. В пристальном наблюдении нуждаются больные с расстройствами психической сферы, прежде всего находящиеся в состоянии возбуждения.
Постепенно при прогрессировании хронических заболеваний, отсутствии эффекта от проводимых лечебных мероприятий у тяжелых больных развивается предагональное состояние, а затем агония. Наступает истощение жизненных функций организма, нарушается и исчезает сознание, развиваются расстройства дыхательной и сердечной деятельности. Несмотря на то что, как правило, агония является предвестником близкого наступления смерти, уход осуществляется в этот период в полном объеме до последних минут жизни больного. В этот период медицинский работник или лицо, его заменяющее, должен находиться рядом с больным неотлучно. Правда о возможном неблагоприятном исходе заболевания должна быть доведена до сведения родных больного осторожно, максимально щадящее для их психики.
В традициях отечественной медицины всегда было соединять профессиональную и нравственную подготовку студентов непосредственно в общении с больным. Именно общение с больным препятствует вытеснению у молодых медиков понятия «болезнь» понятием «больной» и помогает знанию, перерасти в умение.
Наш опыт показывает, что общение студента и пожилого больного оказывает положительное воздействие на обоих. У добросовестного студента развиваются альтруистические наклонности, он принимает участие в непосредственном уходе за больным, может оказывать ему некоторые услуги (принести свежие газеты, отправить письмо, позвонить по телефону близким больного и т. п.).
Студентам, обучающимся в гериатрическом стационаре, необходимо постоянно внушать мысль: «Думай всегда о том, что на месте пожилого больного находится близкий тебе человек», «Мы тоже когда-нибудь состаримся, и будем также нуждаться в помощи молодых».
Надо так воспитывать студентов, чтобы больной воспринимался ими не только как объект изучения, но и как человек, нуждающийся в помощи.
Общение студента с пожилым, умудренным жизненным опытом человеком имеет колоссальное воспитательное значение. С другой стороны, мы неоднократно отмечали, что пожилые больные, контактирующие с молодежью, как бы заряжаются от них бодростью, оптимизмом и хорошим настроением.
В процессе подготовки будущих врачей важно находить разнообразные формы обучения для выработки дифференцированных вариантов обращения врача с различными категориями больных. Полезно с этой целью использовать как реальные ситуации общения с больными, так и создавать и проигрывать соответствующие модели контакта [1,2].