Профессиональная подготовка будущего врача предполагает осознание своей ответственности за состояние окружающей среды и за последствия действий человека по отношению к ней, что составляет основу экологического мышления. Врач должен четко представлять проблему риска воздействия неблагоприятных антропогенных факторов на здоровье человека в мировом масштабе.
В настоящее время решение экологических проблем является одной из важнейших составляющих решения национальной безопасности России, невозможно без экологического образования и воспитания всего населения, а врачей особенно. Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, так как врач способен через систему гигиено-профи-лактического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения.
Основы этих знаний для будущего специалиста закладываются уже на первом курсе при изучении биологии. Но в новой программе курса на эти вопросы выделяется всего 24 часа практических занятий и 10 часов лекционных.
Новый образовательный стандарт (ФГОС-3 ВГЮ) предполагает по усмотрению вуза введение вариативной части по отдельным дисциплинам [1]. В качестве вариативной части для студентов 1 курса педиатрического факультета на кафедре биологии и медицинской генетики КубГМУ была предложена дисциплина «Современная экология и дети». Общая учебная нагрузка по этой дисциплине предусматривает 72 часа, в том числе 14 часов лекционных, 34 часа практических занятий и 24 часа отводится на самостоятельную внеаудиторную работу. Кроме того, мы полагаем, что для закрепления полученных на первом курсе знаний для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов кафедра могла бы проводить элективы по лабораторной диагностике и профилактике паразитарных болезней в объеме. 12 часов.
На медико-профилактическом факультете, согласно ФГОС-3. дисциплина биология получила название «Биология, экология». Это подчеркивает необходимость расширить познания будущих санитарных врачей в вопросах медицинской экологии - комплексной интегра-тивной науки, занимающейся проблемами воздействия окружающей человека среды на состояние его здоровья и возникновение патологии, а также применением экологических факторов в целях профилактики, лечения заболеваний и восстановления здоровья.
Современная экология базируется на идеологии экоцентризма - новой научной парадигме на пути к «устойчивому развитию человечества». В соответствии с этим на вариативном курсе более подробно изучаются вопросы общей экологии: структура экосистемы и биосферы, основные понятия и законы экологии, эволюция биосферы, взаимоотношение организма и среды, глобальные проблемы окружающей среды. Основное внимание уделяется вопросам экологии человека, а именно, влиянию факторов среды на здоровье человека, негативное воздействие которых может приводить к развитию биоэкопатологии. Изучается феномен паразитизма как одна из форм взаимодействия человека с другими живыми организмами, при этом акцент делается на природные очаговости паразитарных болезней, особенно тех, которые распространены на территории Краснодарского края.
В соответствии с новыми требованиями к качеству профессионального образования современного специалиста возрастает роль методов и технологий обучения, которые формируют практические умения; способствуют повышению активизации самостоятельной работы и самообучения студентов. Стандарты нового поколения высшего профессионального образования ориентированы на формирование системного комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессионально специализированных компетенций, определяющих подготовленность студентов медицинских специальностей к будущей профессиональной деятельности [1].
Одним из условий формирования компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися знаниями, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого и свободного выбора личных решений.
При проведении аудиторных занятий по дисциплинам «Современная экология и дети», «Биология, экология» на кафедре биологии используются методы активного обучения: презентации с использованием компьютеров; «мозговой штурм» и тестирование с целью актуализации темы и выяснения степени информированности студентов по рассматриваемым темам, разбор ситуационных задач.
В литературе выделяют несколько типов проблемных ситуационных клинических задач [2]. Нами в учебном процессе используются некоторые из них, но в обязательном порядке любые типы задач должны содержать определенные вводные данные:
1. Задачи с недостающими исход ными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведе ния из анамнеза заболевания, инструментальных и лабораторных исследова ний и т.д. Только при этих самостоя
тельно найденных студентом значимых данных возможно осуществить диагностику данного заболевания.
2. Задачи с избыточными исходными данными, но не предоставляющие необходимых сведений для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содер жат некий «информационный шум», последовательное исключение которого из мыслительной деятельности студентов способствует нахождению правильного ответа
Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимули рует студентов и даёт им чувство удовлетворенности от своей работы. Таким образом, интерактивные методы, применяемые на аудиторных занятиях при изучении экологии, являются важным средством формирования профессионально значимых компетентностей студентов медицинских специальностей и должны активнее внедряться в учебный процесс.