Проблема квалифицированных кадров всегда была и остается основной при решении любых задач в экономике, политике, науке, образовании и т.д. Негативные процессы в развитии нашего государства в девяностые годы прошлого столетия привели к потере большого количества квалифицированных специалистов. Причин этого много: это и снижение потребности в кадрах, обусловленное падением производства и ликвидацией целых отраслей, низкий уровень зарплаты в науке и образовании и др. Указанные процессы не обошли стороной и здравоохранение. В настоящее время дефицит кадров в этой отрасли ощущается как в лечебно-профилактических учреждениях, так и в учебных заведениях среднего и высшего медицинского образования.
Как же найти и подготовить нового педагога и научного работника? Обучаясь в медицинском вузе, студент в течение коротких отрезков времени изучает многие медицинские дисциплины, как теоретические (гистология, анатомия, химия), так и клинические (внутренние болезни, хирургия и т.д.). В большинстве случаев к концу обучения студент так и не делает окончательного, осознанного самим собой выбора, кем же ему стать. Выбор специальности иногда случаен, иногда продиктован советами друзей, родителей или выбором любимого человека (женой или мужем).
После такого выбора впоследствии нередко наступает разочарование. А если хочется заняться наукой? Что делать? Во время занятий преподавателю некогда, у него учебный план. Самому разобраться трудно. Образование в нашей стране всегда имело в своем составе такую форму обучения, как студенческий научный кружок. При правильной организации этот вид педагогической работы позволяет студенту глубже понять специальность, увидеть ее с различных сторон и сопоставить со своими умственными, психологическими и физическими возможностями.
В свою очередь педагог имеет возможность выявить в студентах способность к ведению научно-исследовательской работы, оценить общую эрудицию и потенциальные возможности будущего терапевта, хирурга или другого специалиста.
Работа со студентами в научном кружке является чрезвычайно важной и ответственной задачей. Ее решение нельзя поручать молодым преподавателям. Руководить кружком должен опытный педагог, пользующийся авторитетом и как врач, и как ученый. Его задача - «зажечь» в студентах интерес к специальности, показать перспективы ее развития и новейшие достижения. Наиболее успешна работа студенческого кружка на тех кафедрах, где сами преподаватели непрерывно совершенствуют свои знания.
Теоретическая работа со студентами должна складываться из активного привлечения последних к актуальным проблемам специальности. Рефераты, презентации и дискуссии должны основываться на анализе современной отечественной и зарубежной литературы, обзоре специализированных сайтов ведущих медицинских университетов разных стран. В практической части кафедра должна продемонстрировать студентам наиболее современные методики диагностики и лечения.
Оториноларингология лишь условно является узкой специальностью, поскольку она охватывает очень разнообразные области медицины - хирургия ЛОР органов, амбулаторный ЛОР прием, сурдоло-гия и слухопротезирование, фониатрия, опухоли головы и шеи, а также такие высокотехнологичные разделы, как эндоскопическая и микроскопическая хирургия. Во время учебы в вузе студент может получить некоторое представление о различных разделах оториноларингологии, но непродолжительность курации не позволяет им глубоко ознакомиться со всеми аспектами профессии.
В течение нескольких десятков лет на кафедре ЛОР болезней КубГМУ активно функционирует студенческий научный кружок. Участвующие в нем студенты приобретают навыки подготовки презентаций и публичных выступлений. Они глубже узнают различные аспекты деятельности оториноларинголога (хирургия, сурдология, фониатрия, отонев-рология и проч). Кафедра предоставляет интересующимся студентам возможность регулярно посещать операционную и наблюдать за повседневной работой врачей. В результате будущие специалисты могут принять более обоснованное решение о том, подходит ли им данная профессия. Многие участники кружка совместно с преподавателями проводят научные и клинические исследования, результаты которых они представляют на студенческих научных конференциях.
В то же время в процессе деятельности кружка у преподавателей кафедры появляется возможность лучше узнавать студентов, оценивать их способность к обучению и личностные качества, а также степень их заинтересованности данной специальностью. Когда выпускник ВУЗа приходит на кафедру за рекомендацией для поступления в интернатуру или клиническую ординатуру, сотрудники кафедры в первую очередь учитывают его участие в работе студенческого кружка и личные качества, которые он в процессе этой работы продемонстрировал.
Руководствуясь вышеперечисленными принципами, кафедра ЛОР болезней КубГМУ на протяжении практически всей своей истории активно использовала в своей педагогической деятельности работу со студентами в рамках научного кружка. Если кратко подвести итоги этой работы, то можно отметить, что весь сегодняшний состав кафедры, начиная от заведующего и заканчивая доцентами и ассистентами, — это бывшие кружковцы, успешно защитившие диссертации по различным разделам специальности. Что касается подготовки кадров для практического здравоохранения, то в текущем году благодаря отбору через научный кружок на кафедре обучается небывалое количество клинических ординаторов и интернов - 26 человек.
Таким образом, работа студенческого кружка является ведущим «педагогическим инструментом», позволяющим эффективно подбирать как научно-педагогические кадры, так и будущих врачей для практического здравоохранения.