Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1
1

В настоящее время при реализации компетентностного подхода к практико-ориентированному обучению в медицинских колледжах Краснодарского края можно выявить противоречие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения и недостаточной разработанностью методического сопровождения по его внедрению в учебный процесс в части организации и проведения производственной практики студентов.

Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов:

- обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных ситуационных задач, формирование умений);

- развивающую (развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных умений);

- воспитывающую (формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии);

- диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени профессиональной подготовки и пригодности).

Наш практический опыт позволяет утверждать, что производственная практика, помогающая овладеть основами профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания ценностного отношения к профессии у студентов медицинских колледжей, способствует развитию и саморазвитию личности студентов в соответствии с требованиями современного рынка труда.

Опираясь на сложившиеся в работе медицинских колледжей Краснодарского края подходы к организации производственной практики и учитывая современные процессы модернизации профессионального образования, нами было решено создать и внедрить в образовательный процесс единое методическое обеспечение практического обучения студентов.

Для этого была собрана вся имеющаяся на настоящий момент документация по производственной практике медицинских колледжей края и проведен ее анализ. По инициативе департамента здравоохранения Краснодарского края на базе ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» департамента здравоохранения Краснодарского края отделом по практическому обучению был проведен семинар-совещание заместителей директоров по практическому обучению медицинских колледжей. Основной темой семинара был вопрос о внедрении единой учебно-методической документации по производственной практике в образовательный процесс медицинских колледжей Краснодарского края. На семинаре - совещании пришли к единому мнению по структуре организационно-правовой и методической документации, обеспечивающей проведение производственной практики в медицинских колледжах.

Результатом этой работы стало создание учебно-методического пособия «Методическое обеспечение практического обучения студентов медицинских колледжей Краснодарского края». В качестве рецензентов были приглашены представители Кубанского государственного медицинского университета и практического здравоохранения г. Краснодара. Рецензенты подчеркнули своевременность и важность создания данного пособия и отметили, что унификация документации по практическому обучению, произведенная составителями данного пособия, позволит создать единое учебно-методическое пространство, что, несомненно, будет способствовать внедрению компетентностного подхода в практико-ориентированное обучение студентов и, в конечном итоге, повышению качества подготовки средних медицинских работников для практического здравоохранения Краснодарского края.

По рекомендации одного из рецензентов - заместителя председателя Центрального методического совета Кубанского государственного медицинского университета, доктора педагогических наук Т.Н. Литвиновой в пособие внесен раздел мониторинга практического обучения с перечнем манипуляций, отрабатываемых на производственной практике. Основной целью мониторинга является объективная оценка компетентности студентов в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом СПО третьего поколения к уровню подготовки выпускника, проведение анализа результатов обучения, выявление пробелов в знаниях, умениях, опыте практической деятельности студентов и их соответствующая корректировка. В ходе мониторинга оценивается качество практического обучения, осуществляется непрерывное, систематическое наблюдение за состоянием профессионального становления будущего специалиста и прогнозирование его развития.

Проверка и оценка знаний, умений и опыта практической деятельности студентов является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения осуществляется в течение производственной практики. При проверке и оценке качества успеваемости важно выявлять, как решаются основные задачи обучения, т. е. в какой мере студенты овладевают знаниями, умениями и опытом практической деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности.

В данном учебно-методическом пособии определены критерии оценки знаний и умений студентов на производственной практике, выполнения практических манипуляций, практического опыта работы с пациентом, решения проблемно-ситуационных задач и задач по оказанию неотложной помощи.

В пособии представлены образцы организационной документации по практическому обучению:

- график производственной практики.

- форма письма к руководителю лечебного учреждения,

- форма ходатайства администрации лечебного учреждения,

- форма заявления студента очно-заочной формы обучения о прохождении производственной практики по месту его работы,

- форма докладной записки о допуске студентов к производственной практике.

Перед выходом на производственную практику заместителем директора по практическому обучению и методическим руководителем проводится установочная конференция со студентами, на которой определяется программа и график прохождения практики.

Итоги производственной практики рекомендуется подводить на итоговой конференции с участием методического руководителя от колледжа, общего и непосредственных руководителей от учреждений здравоохранения, на которых студенты проходили производственную практику. На итоговой конференции студенты должны представить выполненные индивидуальные задания, ответить на вопросы методических руководителей, охарактеризовать положительные и отрицательные стороны производственной практики.

По нашему мнению, на итоговой конференции с целью дальнейшего совершенствования с помощью анонимного анкетирования необходимо выполнить анализ мнения студентов об уровне организации и проведения производственной практики.

В пособии представлены также образцы следующих организационных документов:

- форма протокола установочной конференции,

- форма протокола заключительной конференции по итогам производственной практики,

- форма отчета методического руководителя производственной практики,

- форма журнала методического руководителя.

Заключительным этапом производственной практики является аттестация на основании оформленных в соответствии с установленными требованиями путевки, дневника производственной практики, письменного отчета и характеристики студента, подписанных общим и непосредственным руководителями практики от учреждения здравоохранения. Практический опыт работы студента с пациентом отражаются в карте сестринского процесса.

В отчете по производственной практике студенты должны показать свои знания, организационные умения, умение самостоятельно выполнять манипуляции, предусмотренные программой, анализировать и обобщать результаты своей деятельности в ходе производственной практики. При оценивании студента учитывается также деятельность студента в период практики, а именно:

- степень полноты выполнения программы,

- овладение основными профессиональными компетенциями,

- качество выполнения манипуляций;

- содержание и качество оформления отчета,

- полнота записей в дневнике;

- умение работать с пациентом;

- качество выполнения манипуляций и индивидуального задания в ходе проведения аттестации.

Для проведения аттестации по итогам производственной практики авторами пособия предложены следующие документы:

- ведомость аттестации,

- форма билета по аттестации.

Разработанное нами пособие рекомендовано для работы заместителям директоров по практическому обучению (заведующим практикой), руководителям лечебно-профилактических учреждений (общим и непосредственным руководителям) и методическим руководителям производственной практики медицинских колледжей Краснодарского края.

Представленные документы обеспечивают организацию практического обучения по специальности «Сестринское дело». Рекомендованное методическое обеспечение можно использовать и для организации практического обучения по специальностям «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Фармация», «Лабораторная диагностика», «Стоматология ортопедическая», внеся изменения, предусмотренные образовательными программами специальных дисциплин в рамках Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования третьего поколения.

По нашему мнению, создание единого методического обеспечения организации и проведения производственной практики студентов медицинских колледжей Краснодарского края будет способствовать развитию и саморазвитию будущего среднего медицинского работника, готового не только транслировать определенную сумму знаний и умений, но и на высоком уровне творчески реа-лизовывать на практике современные требования к своей профессиональной деятельности.