Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В связи с усилением в мировом массовом сознании таких проявлений, как антисемитизм, национализм, нетерпимость, дискриминация, особую актуальность в современной российской действительности приобретают проблемы формирования толерантных межнациональных отношений. В «Декларации принципов толерантности», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО, толерантность определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»[ 1 ] .Согласно исследованиям российских и зарубежных психологов, нетерпимость, ксенофобия, интолерантность чаще и наиболее активно развиваются в молодежной среде - зоне наиболее интенсивных межэтнических и межнациональных конфликтов, поэтому ведущую роль в формировании этнокультурной компетенции личности должна играть система образования и особенно вуз как структурное подразделение этой системы.

Известно, что негативные стереотипы и предрассудки рождаются именно там, где нет глубокого знания своей и иной культуры. В вузе, где обучаются российские и иностранные студенты с разными культурами и религиозными убеждениями, становится очевидной необходимость целенаправленной и систематической работы по поликультурному образованию студенческой молодежи. Одной из форм подобной работы может стать курирование иностранных землячеств вузовскими кафедрами. В качестве примера рассмотрим работу кафедры лингвистики КубГМУ, курирующей индийское и нигерийское землячества в 2009-2011годах.

В данной статье делается попытка проанализировать некоторые ее аспек-ты.В основу системы работы кафедры по воспитанию у студентов взаимного узнавания, понимания и уважения положено решение проблем поведенческого и мировоззренческого характера. При этом основной задачей поведенческого характера мы считаем воспитание культуры повседневного общения в разнонациональной среде. Огромную роль в формировании этнокультурной компетенции играют такие дисциплины, как русский язык, культура речи, латинский и иностранные языки. В Государственных Стандартах III поколения среди формируемых компетенций значительное внимание уделяется способности и готовности к сотрудничеству, разрешению конфликтов, толерантности.

Основными задачами мировоззренческого характера являются помощь обучаемому в осознании себя личностью, принадлежащей к определенной культуре, знакомство с другими культурами, формирование у студенческой молодежи терпимости и уважения к культуре других народов. Одним из путей решения этой задачи в условиях традиционного вузовского образования является вовлечение студентов в социокультурную деятельность, приобщение их к творческому процессу, организация культурнокреативных мероприятий. При воспитании межнациональной толерантности кафедра лингвистики как куратор двух самых больших землячеств, опираясь на принцип культурнокреативности и диалога культур, проводит познавательно - творческие мероприятия, развивающие эстетические и нравственные качества студента как зрелой личности. Это знакомство индийских студентов с русской классической музыкой, посещение музыкального театра (балет «Щелкунчик»), концертов Молодежного симфонического оркестра из Германии и эстрадно-симфонического оркестра Краснодарской филармонии, экскурсии в художественный и исторический музеи, лекции - беседы о художнике и философе Николае Рерихе, чье творчество является своеобразным мостиком, объединяющим две великие культуры: индийскую и русскую. Знакомство индийских и нигерийских студентов с русской культурой было бы неполным без широкого участия студентов-иностранцев в межвузовских олимпиадах по русскому языку и фестивалях.

Задаче поликультурного образования студентов служит ознакомление российских, индийских и нигерийских студентов с культурными традициями друг друга, составляющими богатство и многообразие трех стран. С этой целью были организованы творческие вечера, посвященные индийскому празднику Диповали, Дню матери в России и Нигерии, традициям русского чаепития, в которых приняли участие студенты разных факультетов и разных национальностей, преподаватели, сотрудники деканата. Обсуждение традиций и культуры сопровождалось угощением блюдами национальной кухни, демонстрацией традиционных индийских костюмов (с примеркой), показом национальных танцев и исполнением русских, индийских и нигерийских песен. Индийские студенты поразили зрителей прекрасно исполненным русским танцем с ложками, а нигерийские студенты - частушками о чае. Процесс подготовки и участие в праздниках вызвали большой интерес у студенческой аудитории, имели эмоционально положительную окраску и способствовали установлению взаимных симпатий и дружеских отношений между студентами разных национальностей.

Проводя работу, в которой реализуются потребности студентов в художественно-творческой деятельности, мы можем отметить повышение уровня межнациональной толерантности студентов. Мы осознаем, что работа по воспитанию толерантности в процессе межкультурной коммуникации требует продолжения и дальнейшего всестороннего и тщательного анализа и изучения.