Задачей многоуровневой системы медицинского образования является формирование будущего специалиста с высокими профессиональными качествами, уровнем компетентности, навыками исследовательской работы.
Подобные навыки и качества воспитываются, в частности, в ходе собственных научных исследований, которые будущие бакалавры приводят в рамках НИРС. Главным направлением НИРС кафедры анатомии с гистологией, нормальной физиологии, общей патологии, биологии и микробиологии КММИВСО обозначена экология окружающей среды и здоровье человека. Актуальность вопроса экологического воспитания подтверждается документами, принятыми на федеральном и международном уровне - Экологическая доктрина РФ (2002), Лондонская, Женевская, Бернская конвенции и др.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Однако экологическое самосознание человечества сильно отстаёт от темпов развития технологий. Воспитанное веками и тысячелетиями потребительское отношение к природе искореняется с большим трудом. В соответствии с Конституцией РФ «... каждый обязан охранять природу и окружающую среду».
Экологическое воспитание - не только право, но и обязанность учебных заведений в нашей стране [3]. Возникшее не так давно понятие «Экологическая психология» подразумевает осознание человека, как части природы и его ответственности за её сохранение [2].
Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. В основе субъективного отношения к природе лежит запечатлённость в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.
В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:
широта: фиксирует, в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека: одних привлекают только определённые явления природы, животные, других -самые разнообразные объекты, природа в целом;
интенсивность: указывает, в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
степень осознанности: выявляет, в какой мере личностью осознаётся запе-чатлённость своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдаёт себе отчёт в этом.
Нами проведено исследование сформированное™ параметров субъективного отношения к природе по методу С. Д. Дерябо [1], среди студентов первого курса. По итогам мониторинга определена группа реципиентов, обладающих развитым поступочным компонентом отношения к природе. Студенты, которые характеризуются высоким уровнем активности личности, направленной на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением к ней, в первую очередь привлекались нами к участию в работе студенческого научного кружка кафедры анатомии человека с гистологией, нормальной физиологии, общей патологии, биологии и микробиологии. Исследовательская культура студента КММИВСО складывается в течение всех лет обучения [4], многие студенты участвуют в работе научного кружка кафедры с первого по четвертый курс, проводят мониторинг окружающей среды г. Краснодара (воды, почвы, воздуха) и развивают свои исследовательские способности.
Работа студенческого научного кружка проводится в соответствии с планом, утверждаемым на первом заседании в учебном году, однако в ходе работы в этот план могут вноситься коррективы. Кафедра успешно развивает творческое сотрудничество с научными коллективами ведущих Краснодарских вузов и НИИ, что позволяет использовать в нашей работе самые современные методы исследования и оборудование.
Ускоренное развитие науки и технологий в настоящее время требует от специалиста умения не только решать стандартные задачи, но и ставить новые вопросы, искать решения возникающих проблем, а также искать оптимальные способы их разрешения. Одним их способов развития навыков самостоятельного мышления является вовлечение студентов в исследовательскую работу, начиная с написания рефератов, с постепенным переходом к проведению научных экспериментов, имеющих практическое значение, последующее обсуждение результатов на занятиях типа «Экологический суд», участие в студенческих научно-практических конференциях. Таким образом, у студентов нашего института вырабатывается исследовательская культура, которая предполагает умение работать с литературой, ставить научные задачи, выбирать методы исследования, обобщать собранный материал и делать выводы. Подобные навыки не только помогают в освоении курса знаний, но и способствуют успешной работе специалиста, активно овладевающего новыми научными знаниями в выбранной им профессии.
Эффективность методов подтверждается тем, что участниками научного кружка в 2011 году представлено 9 сообщений на пяти конференциях. По итогам ПИРС за этот период студентами опубликовано 8 научных работ. На тех конференциях, где работы оценивало жюри, доклады наших студентов заняли 7 призовых мест, ряд студентов получили грамоты департамента образования края.
Научные исследования, выполняемые членами кружка, расширяют диапазон теоретических знаний, вырабатывают навыки планирования работы, поиска и анализа научной информации, обобщения данных, обоснования, формулировки выводов и способствуют формированию профессионально-исследовательской культуры будущего специалиста-бакалавра медицины.