Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

В начале XX века назрела проблема необходимости модернизации системы высшего медицинского образования, которое должно соответствовать международным критериям качества. Существующая современная система образования требует компетентностно-го подхода, постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций и быстрой адаптации. Адаптация рассматривается как многоуровневый, динамический процесс, имеющий свою структуру, последовательность и особенности протекания, связанные с определенной перестройкой личности в рамках включения в новые социальные роли [1]. Самостоятельность мышления, интерес и активность - личностные качества, которыми должен обладать врач. Проблема инновационных технологий является центральным звеном психолого-педагогических исследований и характеризуется разнообразием подходов, концепций, мнений и закономерностей. Важнейшим свойством личности, определяющим целенаправленность ее деятельности, в том числе и учебной, является моти-вационная составляющая [2]. В структуре учебной мотивации мотивация достижений занимает особое место, так как позволяет повысить эффективность обучения и результативность профессиональной деятельности [3]. Одновременно с этим, инновационные технологии формируют готовность личности к быстро наступающим переменам в обществе, развивают способности к творчеству, формируют мышление и способности к сотрудничеству с другими людьми. Их внедрение в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма. В системе здравоохранения использование таких технологий является одним из приоритетных направлений.

Совершенствование учебного процесса диктуется задачами практического здравоохранения с учетом требований подготовки врачей [4]. Поэтому необходима единая, комплексная тактика учебного процесса в целом, обеспечивающая возможности максимальной оптимизации восприятия студентами и закрепления в памяти изучаемого материала [5, 6]. Инновационная деятельность создает новые стандарты личностно-творческой, индивидуальной направленности деятельности преподавателя, новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность. Современные компьютерные технологии позволяют создать принципиально новые методики обучения с использованием виртуальной реальности и по-новому строить процесс обучения [7].

С целью улучшения усвоения дисциплины, повышения мотивации и заинтересованности студентов к образовательному процессу, в настоящее время на кафедре дерматовенерологии ГБОУ ВПО КубГМУ создается виртуальная коллекция. С 2010 года в качестве наглядных пособий к каждому практическому занятию для студентов медико-профилактического, лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов разработаны и используются унифицированные комплекты презентаций с учетом профильности обучения. Преподаватели используют презентации для объяснения сложного теоретического материала за счет визуализации наглядных и ярких демонстрационных материалов в виде схем, текстовых пояснений, фотографий пациентов по изучаемым нозологиям. Слайды содержат комментарии к изображениям, главные теоретические положения, расшифровывают сложные понятия. Совокупность слайдов, их доступность и наглядность, наряду с сохранением принципа научности, позволяют удерживать интерес учащихся к изучаемому материалу и стимулировать их мотивацию к обучению. Использование мультимедийной техники позволяет значительно увеличить информативность и мобильность демонстраций. Данная информационно - образовательная технология позволяет повысить эффективность занятий до 30%. Практические занятия-презентации изменяют учебный процесс, значительно активизируют обучение, позволяют структурировать занятия и акцентировать внимание на проблемах нового материала, провести дифференциальный диагноз между различными дерматозами, а также использовать межпредметные связи. Это является, на наш взгляд, одним из эффективных методов привлечения внимания и стимуляции эмоционального процесса, ориентирует студентов на освоение четких узловых моментов. Для внеаудиторной подготовки студентов к каждому занятию подготовлены методические указания, которые содержат систематизированный теоретический материал в виде схем, таблиц, классификаций, а также изобразительных и условно-графических иллюстраций. Существенно повышает эффективность самостоятельной работы студентов размещение учебно-методического обеспечения на интернет-сайте вуза. Разработанные совместно с презентациями «Тетради для практических занятий по кожным и венерическим болезням» для учащихся всех факультетов также размещены на сайте университета, что, на наш взгляд, существенно повысило эффективность самостоятельной работы студентов. Учитывая возрастающие требования к уровню практической подготовки будущих врачей, преподаватели кафедры создали методические рекомендации «Практические навыки по дерматовенерологии». Наличие полного учебно-методического демонстрационного комплекса в электронной памяти позволяет проводить сравнительную оценку представленной информации от занятия к занятию. Использование электронного материала в процессе преподаваемой дисциплины позволяет управлять познавательной деятельностью студента через организацию индивидуальной самостоятельной работы по изучению теоретического раздела дисциплины, формируя более качественно навыки его самоорганизации и самоконтроля. Продолжается формирование и постоянно пополняется и обновляется фотогалерея с подробным описанием случаев каждого заболевания, систематизация фотографий по нозологиям, особенностям течения дерматоза. В перспективе планируется издание атласа. Использование цифровых фотоснимков позволит учащимся неоднократно проводить самостоятельный тренинг по диагностике кожных и венерических заболеваний в нерегламентированное кафедрой время.

Основа педагогической деятельности - это правильный выбор технологий обучения. Педагогические новшества, какими бы проработанными они ни были, не могут быть освоены без надлежащей организации инновационных процессов. Использование образовательных электронных дидактических материалов способствует успеху обучения, интегрирует информационные технологии в учебный процесс и создает возможности для использования их в системе медицинского образования.

Таким образом, избранный нами инновационный подход задает новые ориентиры, позволяет интенсифицировать процесс обучения студентов профильных факультетов по дисциплине дерматовенерология и определяет основы становления их профессионализма.