Модульно-компетентностный подход в реализации профессионального образования на разных уровнях требует разработки специфических контрольно-измерительных материалов. К таким материалам относят контекстные задания, которые позволяют выявить уровень освоения общих и профессиональных компетенций, заложенных в Федеральных государственных стандартах (ФГОС) общего и профессионального образования.
Важнейшей частью дидактической системы профессионального (как и любого) образования является диагностическая подсистема, позволяющая осуществить обратную связь между субъектами обучения [1]. Диагностика уровня достижений обучающихся в колледжах требует постоянной модернизации в связи с постоянно меняющимися условиями осуществления профессионального образования, а в настоящее время связана с введением третьего поколения ФГОС. В настоящее время в диагностике достижений обучающихся решающую роль играет не только и не столько овладение знаниями и умениями, сколько присвоение ими компетенций.
Под понятием «компетенция» мы понимаем способность, возможность и желание выполнять определенный вид деятельности. Компетенция предполагает наличие у индивида системы знаний и практических умений, определенных личностных качеств и некоторого опыта, обеспечивающего его готовность успешно выполнять конкретный вид деятельности (писать, читать, выполнять действия обеспечивающую чистоту определенной территории и т.д.). Во ФГОС последнего поколения заложены общие и профессиональные компетенции.
Общими являются компетенции, владение которыми необходимы практически для всех видов деятельности, независимо от их содержания, например, чтение, счет и др. Ряд компетенций считаются общими потому, что без овладения ими невозможно осуществлять специфические виды деятельности, например, умение обеспечить безопасность какой либо профессиональной деятельности.
Профессиональными называют компетенции, позволяющие выполнять определенную профессиональную деятельность, например, уметь готовить пищу на предприятиях массового питания.
Таким образом, в профессиональных довузовских образовательных учреждениях (колледжах, профессиональных училищах и др.) основу диагностики уровня достижений обучающихся составляет мо-дульно-компетентностный подход, что является основным положением новой концепции выявления уровня достижений обучающихся.
Инструментом современной диагностики являются контрольно-измерительные материалы (КИМ) представляющие собой совокупность тестовых и традиционных заданий, а также контекстных (ситуационных) задач, разработанных на основе содержания конкретного предметного образования.
Для выявления уровня сформиро-ванности предметных и профессиональных компетенций (химических, экологических и др.) необходимо использовать решение (теоретическое, а при возможности, и практическое) ситуационных или контекстных задач. Их особенности охарактеризованы в работе [2].
Следует отметить, что без применения контекстных заданий выявить уровень достижения обучающихся в соответствии с требованиями нового поколения стандартов не представляется возможным.
Контекстным (ситуационным) называют задание, которое позволяет выявить умения аттестуемых проанализировать ситуацию, раскрыть и обосновать стратегию своего поведения в этой ситуации, выбрать оптимальный вариант ее разрешения (выхода из этой ситуации).
Примеры контекстных заданий:
- Охарактеризуйте вашу деятельность, если вы находитесь в лесу, организовали привал, развели костер и собираетесь возвращаться домой; опишите и обоснуйте этапы этой деятельности, исходя из правил экологической безопасности (не менее 4-х этапов) (8 балов).
- Охарактеризуйте и обоснуйте этапы вашей деятельности, если вы, войдя в квартиру, обнаружили запах газа (не менее трех этапов) (6 баллов).
Для повышения педагогической ценности и повышения возможности объективно оценить аттестуемых используют прием оценивания их в баллах. Следует отметить, что в этом процессе существуют большие трудности. Основной подход балльного оценивания состоит в следующем - выполнение задания разбивается на реальные этапы, каждый из которых оценивается одним баллом. В приведенном примере 1 она составляет 8 баллов - характеристика четырёх обоснованных этапов.
Контекстные задания необходимо применять в различных видах контроля -тематическом, рубежном и итоговом. В тематическом контроле эти задания используются для освоения методики выполнения таких заданий, а в рубежном и итоговом — для выявления сформирован-ности компетенций.
Итоговый акт выявления уровня достижений обучающихся в колледже состоит в проведении итоговой государственной аттестации, которую проводят в разной форме (защита дипломных работ в сочетании с междисциплинарным экзаменом, единый государственный экзамен - ЕГЭ и др.).
В процессе осуществления образовательной программы освоения специальности (профессии) изучается ряд учебных дисциплин, по которым не проводится итоговой государственной аттестации (черчение, история, некоторые дисциплины естественнонаучного профиля кроме случаев, когда эти дисциплины обучающийся избрал для сдачи ЕГЭ). В этом случае проводят текущую итоговую аттестацию или на основе текущей тематической аттестации, или проводя экзамен или зачет. В настоящее время проводится эксперимент по внедрению метода зачетных единиц. В случае любой аттестации необходима разработка единой методической системы, позволяющей оперативно и систематически выявлять уровень достижения обучающихся в освоении программного учебного материала на компе-тентностной основе.
Выводы
- Доказана необходимость использования контекстных (ситуационных) заданий как обязательного компонента контрольно-измерительных материалов выявления уровня достижений обучающихся в колледжах исходя из требований последнего поколения Федеральных государственных стандартов.
- Показано, что для повышения педагогической ценности контекстных заданий их обязательным компонентом должна быть «ценовая составная часть», выраженная в баллах, а также предложен механизм такого оценивания.