Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Под рефлексией понимается «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» (Краткий психологический словарь 1998, С. 318). В исследованиях рефлексия выступает и как предмет изучения - свойство личности, направленное на самоанализ, и как способ получения и осознания данных. Будучи самим объектом своего исследования, легче про себя выявить реальные мотивирующие силы и процессы работы сознания. Согласно А.В. Карпову, рефлексия может быть ситуативной (умение субъекта адекватно реагировать на ситуацию), ретроспективной (анализ уже выполненных действий) и проспективной (планирование) (Карпов. Эл.ресурс).

 Мы опираемся на когнитивный подход понимания рефлексии, раскрытый в работах А.В. Брушлинского, И.Н. Семенова и других ученых, - как способности размышлять, сопоставлять, анализировать собственные мысли и действия -и изучающий ее с точки зрения теоретического мышления. Одной из важнейших причин рефлексии являются проблемы «соотношения социального и биологического (органического) в психическом развитии человека, проблемы общественно-исторической обусловленности человеческой психики» (Брушлинский 1968, 6). И.Н. Семенов рассматривает рефлексию как «механизм опосредованного самопознания, активного личностного переосмысления своего индивидуального сознания, с помощью которого обеспечивается самосовершенствование личности» (Семенов 1990. Эл. ресурс). По мнению ученого, для создания механизма рефлексии требуется: диагностика ситуации или проблемы; понимание собственной позиции; оценка соответствия своей деятельности задачам; привлечение опыта для преодоления затруднений. А. Мирошниченко интересуют вопросы распознания явлений языка и явлений мысли во время погружения в собственное сознание при рефлексии - лингво-идеологическое исследование. Его основными категориями являются мотив, интенция, цель, целесообразность, эффективность высказывания (Мирошниченко 1995). А.Р. Лурия указывал на главную проблему процесса рефлексии: «Трудно сознательно наблюдать протекание собственной сознательной мысли и продолжать мыслить, и именно этот момент составляет существенную трудность для описания процессов мысли как исходной стадии формирования речевого высказывания» (Лурия. Эл.ресурс).

Эти представления ученых, в центре внимания которых находится изучение категории рефлексии, приводят нас к выводу о том, что главными вопросами рефлексии являются: «Почему необходимо сделать так?», «Почему необходимо выбрать именно эту языковую форму для выражения мысли?».

Рефлексия, выражающаяся в основном как творческие искания, конфликт с социумом, желание нестандартного решения проблем и правильного выражения мыслей, общение с собственным сознанием, анализ своего мышления, стремление понимания внутреннего «Я», характерна для героев произведений Ф.М. Достоевского, в частности, для главного героя романа «Преступление и наказание» (Далее - «ПиН»).

Рассмотрим примеры языковой репрезентации логических цепочек механизма рефлексии Родиона Расколь-никова:

а) В раздумье стал он среди комнаты.Мучительная, темная мысль под нималась в нем — мысль, что он сумасшествует и что в эту минуту не в си лах ни рассудить, ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что он теперь делает...(«ПиН» 1982, 67).

 В данном примере сомнения в происходящем в сознании героя выражаются словами не в силах рассудить, сумасшествует. Раскольников, находясь в состоянии сосредоточенности мыслей (в раздумье), начинает осознавать себя неспособным к обдумыванию, построению заключения, выбору верного варианта поведения (ментальная несостоятельность) и неадекватным в действиях и мыслях (психическое отклонение). Рефлексия осуществляется на уровне познания и анализа активным осознаванием героя собственного мышления и психики.

б) «Зачем на Неву? Зачем в воду? Не лучше ли уйти куда-нибудь очень далеко, опять хоть на острова, а там где-нибудь, в одиноком месте, в лесу, под кустом, - зарыть все это и дерево, пожалуй, заметить?» И хотя он чувствовал, что не в состоянии всего ясно и здраво обсудить в эту минуту, но мысль ему показалась безошибочною («ПиН» 1982,88).

 Из сложного процесса рефлексии в примере представлена позиция «субъект, каким он видит себя» (Краткий психологический словарь, 318). Представление здесь основано на эмоциональном отношении к себе (он чувствовал), но формирующем решение, мотивирующем и направляющем действия. Глагол обсудить доказывает процесс рефлексивного мышления, основанного на диалоге с самим собой, по мнению героя, не приводящего к решению в состоянии, описанном в контексте. Тем не менее, он приходит к определенному решению.

 в) Тут пришла ему в головустран-ная мысль: что, может быть, и все его платье в крови, что, может быть, много пятен, но что он их только не видит, не замечает, потому что соображение его ослабло, раздроблено ...ум помрачен... Вдруг он вспомнил, что и на кошельке была кровь. «Ба! Так, стало быть, и в кармане тоже должна быть кровь...» Мигом выворотил он карман, и - так и есть - на подкладке кармана есть следы, пятна! «Стало быть, не оставил же еще совсем разум, стало быть, есть же соображение и память, коли сам спохватился и догадался ! -подумал он с торжеством, глубоко и радостно вздохнув всею грудью, -просто слабосилие лихорадочное, бред на минуту», — и он вырвал всю подкладку из левого кармана панталон («ПиН» 1982, 74).

 Коммуникация Раскольникова с самим собой в виде реплик преследует цель построения когнитивной цепочки, результатом которой является не избавление от улики преступления, а доказательство своего здравого мышления. Сомнения в своей мыслительной активности (соображение его ослабло, раздроблено, ум помрачен) сменяются катарсисом и тожеством уверенности (не оставил же еще совсем разум, есть же соображение и память, коли сам спохватился и догадался) под влиянием объективных причин. Возникновение изначального сомнения (тут пришла ему в голову странная мысль) синонимично причине становления подобного состояния в примере а (мучительная, темная мысль поднималась в нем), что можно объяснить началом динамичного мышления (мысль пришла, мысль поднималась) с негативной коннотацией (странная, мучительная, темная), повлиявшего на ход рефлексии. Главной причиной рефлексивного процесса является развитость и психические особенности личности Раскольникова, заинтересованность в решении первостепенно значимой для него проблемы, раскаяния, граничащего с желанием самооправдания.

 Языковая модель героев романов Достоевского очень тесно сплетена с авторской, психологическая рефлексия персонажей выражена с помощью интеллектуальной рефлексии автора и правильно им подобранных лингво-идеологических соответствий, позволяющих наиболее четко раскрыть характер описываемых людей.