Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1, 1 1 2
1
2

После присоединения России к Бо-лонскому процессу, что означает формирование единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, остро стоит вопрос повышения уровня профессиональной и информационной компетентности. Способы и средства улучшения качества образования в настоящее время являются международной темой исследования. Для подготовки конкурентоспособного на рынке специалиста «требуются новые «образовательные технологии в педагогической деятельности» [1]. В соответствии с этими требованиями, произошло изменение рабочих программ подготовки специалистов. В новых образовательных стандартах уменьшено количество часов лекционных, практических и семинарских занятий и существенно возрос объём самостоятельной работы студентов.

Перед преподавателем стоит нелёгкая задача: преподнести учебный материал на современном уровне за более короткий промежуток времени и проконтролировать самостоятельную подготовку учащихся к занятиям. При этом студентам медицинских вузов необходимо запомнить большой объём специальных терминов. Объяснять и заучивать их на занятиях, объём которых сокращён, представляется нерациональным. Самим же студентам для поиска значения незнакомых терминов приходится затрачивать большое количество времени.

«Медицинская педагогическая наука на современном этапе базируется на общей платформе методологии образовательного процесса высшей школы, который строится на ряде дидактических принципов, включающих научность, доступность, системность, наглядность» [2]. Одним из методических приёмов, отвечающих этим требованиям, является использование в подготовке к занятиям словаря специальных терминов. Правильный подбор достаточного количества терминов должен обеспечить междисциплинарное взаимодействие. Студентам-медикам подобный словарь пригодится при изучении смежных теоретических дисциплин на младших курсах, а затем может использоваться при овладении клиническими предметами. Такие термины и понятия, как гомеостаз, функциональная система, иммунитет, саморегуляция, физраствор, гемолиз, являются ключевыми при изучении всех дисциплин медико-биологического профиля. Та же терминология встречается в интернет-ресурсах, в программах компьютерного тестирования, тем более что в последнее время интенсивно разрабатываются «комплексные программы многократного применения, специально разработанные или адаптированные для реализации педагогической функции компьютеризированного учения или обучения при взаимодействии с обучаемым» [3]. В Краснодарском муниципальном медицинском институте высшего сестринского образования организована многопрофильная кафедра анатомии человека с гистологией, общей патологии, нормальной физиологии, биологии и микробиологии. На первом курсе параллельно изучается сразу несколько предметов медико-биологического профиля: биология, анатомия, нормальная физиология, микробиология. Студенты, имеющие базу знаний в объеме программы средней школы, при пользовании учебной, методической и научной литературой сталкиваются с огромным количеством незнакомых слов учебной, методической и научной литературы. В связи с этим на кафедре готовится к изданию словарь медико-биологических терминов, применяющихся в вышеназванных дисциплинах. Практика по созданию такого словаря уже имеется: в Кубанском государственном медицинском университете выпущены словари по отдельным разделам биологии: цитологии, генетике, общей биологии, паразитологии.

При изучении новых терминов активизируются различные виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная) и пути запоминания (осмысленный и механический). Для лучшего усвоения терминов и понятий используются разнообразные педагогические приемы.

В учебном процессе в КубГМУ терминологию изучают на лекционных курсах, практических занятиях, при выполнении самостоятельной работы, на занятиях, элективных курсах. С этой целью сотрудниками кафедры биологии были составлены рабочие тетради, методические рекомендации и указания к каждому практическому занятию по всем четырем модулям, составлен перечень терминов. В рамках самостоятельной работы студенты должны записать их в практикум и выучить. К каждому разделу кафедрой опубликованы терминологические словари, облегчающие работу студентов с учебным материалом, в значительной мере дополняющие и расширяющие их представления о предмете. Все это способствовало тому, что у большинства студентов улучшились результаты текущего и итогового контроля знаний. Повысился средний балл успеваемости.

Таким образом, в учебном процессе на кафедре биологии КубГМУ является актуальной стимуляция познавательной процесса через сложный язык терминов. Эффективное формирование логического мышления по изучаемым вопросам с использованием терминов и понятий должно осуществляться на протяжении всего обучения в медицинском вузе.

В институте ВСО особенно сложно приходится студентам вечерней формы обучения. Ими становятся люди разных возрастов и профессий, которым на первом году обучения надо освоить несколько фундаментальных медико-биологических дисциплин. Эти дисциплины объединены рядом терминов, которые студентам полезно выучить сразу, и от того как они их усвоят, будет зависеть успех их дальнейшего обучения.

При внедрении в учебный процесс словарей с медико-биологическими терминами сами студенты положительно оценили и активно использовали эту методическую литературу при подготовке к занятиям. Создание единого междисциплинарного словаря позволит интенсифицировать учебный процесс в институте ВСО.