Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 1 1
1

Теория стресса насчитывает более 100 лет. Согласно данной теории, стресс -адаптивная реакция организма на любые требования, предъявляемые к нему. Стрессовые ситуации многочисленны и многообразны. Можно полагать, что у студентов медицинского вуза стрессовой ситуацией является сессия. В период сессии от студента требуется мобилизация умственных и физических возможностей. При длительном воздействии стресса имеет место трансформация реакции сердечно-сосудистой системы от физиологической, проявляющейся чаще всего кратковременным повышением артериального давления (АД), к патологической - длительно сохраняющейся прессорной реакции.

Целью настоящего исследования явилось определение частоты выявления артериальной гипертонии у студентов в период сессии.

Методы: нами обследованы 607 учащихся 1, 2 и 3 курсов КубГМУ до и после экзаменов, средний возраст которых составил 19,2±0,6 лет. Всем студентам проводилось общеклиническое исследование, выявление факторов риска артериальной гипертонии (АГ): курения, отягощенного наследственного анамнеза, избыточной массы тела, а также 3-хкратное измерение АД.

Результаты: одним из наиболее распространенных факторов риска АГ среди студентов являлся отягощенный семейный анамнез, который выявлялся в 58% случаев, тогда как курение и избыточная масса тела имели место в 16% и 6% случаев соответственно. До начала экзамена лишь у 140 человек (23%) диагностировано оптимальное АД (менее 120/80 мм рт. ст.), у 261 студента (43%) выявлена предгипертония (уровень АД > 120/80 и < 139/89 мм рт. ст.), а у 206 учащихся (34%) - АГ 1 и 2 степени. После экзамена реакция уровня АД отличалась в подгруппах студентов. В группе с исходно нормальным уровнем АД у 20 человек (14,3%) имела место предгипертония, а у 57 (40,7%) - АГ. Оптимальный уровень АД сохранялся у 63 студентов (45%). Исходно диагностированная предгипертония сохранялась после экзамена у 130 учащихся (49,8%), однако у 87 человек (33,3%) из этой группы отмечалось повышение АД до 140/90 мм рт.ст. и выше. У 44 студентов (16,9%) уровень АД снизился до оптимальных цифр. Среди студентов с АГ после экзамена у 13 человек (6,4%) уровень АД достиг оптимального, у подавляющего большинства (125 человек - 60,6%) сохранялась АГ, а у 68 студентов (33%) отмечалось снижение АД до уровня предгиперто-нии. В этой группе после экзамена частота выявления АГ 2 степени была достоверно выше, чем до экзамена: 34 (27,2%) человека и 13 (10,4%) человек соответственно (р = 0,008). Проведенный корреляционный анализ показал, что уровень АД до и после экзамена не зависел от полученной оценки. В то же время в подгруппе студентов с АГ выявлена корреляционная связь уровня систолического P^J\ до и после экзамена с наличием отягощенного наследственного анамнеза (r = 0,35, p = 0,009) и курением (г = 0,57, p = 0,0001).

Выводы: 1) среди студентов имеет место высокая частота выявления предги-пертонии и АГ; 2) у студентов с исходной предгипертонией и АГ уровень АД после действия стрессовой ситуации нормализуется реже, чем у лиц с исходным оптимальным АД; 3) при наличии исходной АГ после действия стресса число лиц с 2 степенью АГ возрастает; 4) среди студентов с АГ имеется достоверная корреляционная связь между уровнем АД и наличием факторов риска (отягощенным семейным анамнезом и курением; 5) необходимо раннее выявление среди студентов категории лиц с предгипертонией и АГ для проведения всестороннего обследования и назначения немедикаментозного и медикаментозного лечения; 6) необходимо выявление стресс-реактивных категорий студентов до начала экзаменационной сессии с целью проведения профилактических мероприятий (психологическое тестирование, оценка особенностей личности, проведение предварительных бесед).