Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в безнравственности, безверии, агрессивности. Социологи отмечают появление в сознании российской молодежи ряда тревожных тенденций: кризиса гражданственности, проявления социальной апатии, бездуховности, нигилизма по отношению ко всему российскому, ориентации на западные ценности в ущерб национальным приоритетам, нежелания связывать свою судьбу с жизнью и работой в России.

Становится очевидным, что инновационная модель общества, построенного на экономике знаний, будет продуктивной и устойчивой лишь в том случае, если сможет опереться на второй базисный элемент развития - ценности культуры, поддержание и развитие которых призвано обеспечить образование. Именно оно является главным способом передачи культурной информации и актуализации культурного потенциала общества.

Вполне естественно, что все вышесказанное относится в полной мере и к профессиональному образованию, которое переживает этап развития, обусловленный, с одной стороны, реформаци-онными процессами в обществе, с другой стороны, внутренними процессами модернизации в самой системе образования, с третьей стороны, к созданию единого мирового образовательного пространства.

Ведущими принципами развития отечественного профессионального образования являются определение приоритетной роли образования для будущего страны, направленность на раскрытие созидательных человеческих способностей и качеств, утверждение фундаментальных прав и свобод личности, сохранение и развитие лучших отечественных традиций в сочетании с использованием оправдывающего себя международного опыта, поддержка сложившихся научно-педагогических школ и т.д.

Особое внимание в настоящее время уделяется духовно-нравственным традициям в профессиональном образовании, что обусловлено стремлением обрести идеологическую опору и обеспечить условия для коренного переустройства, адекватного национальным и общемировым социокультурным потребностям.

О проблеме взаимосвязи нравственности и образования писал ещё Н.И. Пирогов в своей известной статье «Вопрос жизни», которая была опубликована в 1856 году. В данной статье он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором, т.е. Н.И. Пирогов выступал за развитие духовности - сущности человека, его интеллектуальной и нравственной природы. Эта идея в настоящее время актуальна как никогда.

Таким образом, в определении содержания образования исходными являются ценностно-целевые ориентиры, обращенные к развитию духовно-нравственной сферы личности будущего специалиста, что связано с проблемой гуманитаризации образования. Необходимость гуманизации образования обосновал Н.И. Пирогов путем связи гуманитарного начала с естественнонаучным; он считал, что гуманитарные науки имеют «многие практические применения», которые касаются самой важной нравственно-духовной стороны жизни человека.

Становление и развитие гуманистической традиции образования в процессе реформирования предполагает не только смену позиции студента, но и преобразование статуса преподавателя вуза в связи с изменением требований к его профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуре, личностным качествам, функциональным обязанностям. Исходя из того, что в условиях реформирования образования педагог выступает в качестве автора собственного образовательного проекта, можно утверждать, что успех реформ напрямую зависит от профессиональной позиции и профессиональной культуры педагога.

В философско-социологических исследованиях проблем образования подчеркивается важность отношений в педагогическом процессе, уровень которых задается категориями «преподаватель как учитель жизни» (Л.В. Рябова), «человек университета» (Б.Ф. Пойзнер), «наставник» (Б.Д. Эльконин, В.А. Сло-бодчиков) и т.п. Общим для всех этих понятий является выделение значимости позиции и образа преподавателя для становления позиции и образа Я ученика, студента. В приведенных подходах акцент делается на том, что в системе профессионального образования основополагающей функцией преподавателя является демонстрация личностно осуществляемой системы профессиональных ценностей, в реализации которой преподаватель выступает как совершенная личность, как персонифицированный идеал, образец для определения ценностных и профессиональных ориентиров студентов, реально ведущий за собой слушателей, а не просто научающий «правильным ценностям»: представления о правильности меняются, а преподаватели остаются [1:95]. Эта функция была отмечена К.Д. Ушин-ским, который считал, что дух заведения живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей, откуда переходит в характер воспитанников [4]. С этой позиции актуальной является и «духопроводная» функция преподавателя вуза.

Востребованным в системе профессионального образования является гуманистический стиль развивающего взаимодействия. Критериями значимости преподавателя вуза для студентов являются: способность видеть индивидуальные качества студентов, готовность понять и принять студентов, поддержка их индивидуальности, помощь в профессиональном развитии, способность взаимодействовать со студентами.

Характеристиками гуманистических отношений являются взаимоуважение, взаимопонимание, ответственность, взаимопомощь, дружелюбие, доверие, которые порождают раскрепощенность, инициативу, творчество, формируют самосознание личности, умение сотрудничать и общаться. Следует подчеркнуть, что востребованность данных позиционных характеристик преподавателя высшей школы обусловлена реформированием образования в стране. Важно также отметить, что без этих характеристик невозможно сформировать ключевые компетенции будущего специалиста.

Уместно рассматривать еще одну ипостась преподавателя вуза - наставничество. Позиция наставника - это позиция человека, которого волнует забота, «которую субъект проявляет по отношению к самому себе» [3]. Эта его функция наиболее важна при выборе студентом индивидуальной образовательной траектории.

В данном случае следует говорить о педагогической культуре преподавателя вуза. Педагогическая культура преподавателя вуза как субъекта реформирования традиции педагогического образования есть мера и способ его творческой самореализации в разнообразных видах, стилях и позициях в педагогической деятельности и общении, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей, технологий и альтернатив выбора. Поскольку для того чтобы профессия стала культурой, она должна «взламывать собственную скорлупу» [1], специалисту необходимо уметь расставаться с (казалось бы) достигнутым совершенством, допуская в смысловое поле своей деятельности цели, ценности, нормы и образцы других профессий, других сфер человеческой деятельности (в частности, философии, искусства, науки, религии и др.), являющихся ценностным аспектом культуры [2].

Для того чтобы преподаватель мог реализовать все стороны деятельности, следует выделить его основные профессиональные характеристики:

- «интергуманизм», определяющий характер взаимообмена научными знаниями и человеческим опытом преподавателя с коллегами, преподавателя со студентами. Эту характеристику можно рассматривать как показатель развития коммуникативной культуры;

- парезию (от др.-гр. - «сказать все») как свободу, умение говорить искренне, основывающуюся на том, что «правда того, что говорит человек, должна обнаруживаться в его поведении и образе жизни» (М. Фуко). Этот показатель можно соотнести с характеристиками профессиональной позиции преподавателя;

- духовность как практическую деятельность, опыт, посредством которого субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины. Этот показатель можно соотнести с характеристиками рефлексивно-творческой позиции и самодетерминации преподавателя [1];

- готовность к образованию «в течение всей жизни» как аксиологический компонент, являющийся источником личностно-смысловой активности преподавателя по реформированию системы профессионального образования.

Таким образом, ценностные ориентации педагога связаны с профессиональными интересами в непрерывном профессиональном совершенствовании, в приобщении к ценностям мировой и национальной культуры и участию в процессе их создания, в оказании помощи студентам в их профессионально-личностном развитии.