Дистанционное образование - качественно новый, прогрессивный вид обучения, который осуществляется с помощью современных информационных методов передачи знаний [2]. К таким методам относятся: чат-занятия, веб-занятия, аудио/видеоконференции, аудио/видеотрансляции, телеприсутствие и т.д. Виды дистанционного образования делятся на синхронное и асинхронное. При синхронном виде обучения учащийся и преподаватель в назначенное время выходят на связь в режиме on-line. Занятия происходят виртуально, но в реальном времени. Эти занятия, по сути, протекают так же, как и аудиторные.
Асинхронное обучение предполагает отправку заданий обучающемуся с помощью интернета. Учащийся сам выбирает время, когда учиться и сколько времени уделить на изучение той или иной темы. Преподаватель в удобное для него время проверяет работу и оставляет свои комментарии.Среди дидактических теорий, которые получили теоретическую разработку и практическое применение, необходимо отметить модульное обучение, с помощью которого удалось успешно решить целый комплекс дидактических задач в обучении химии [1]. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно -координирующей.
Принципиальные отличия модульного обучения от других видов обучения:
- Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его освоению.
- Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе -с помощью модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение обучающимися определенного уровня предварительной подготовленности к каждой встрече с педагогом.
- Сама суть модульного обучения требует неизбежного соблюдения приоритетных субъект-субъектных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся в учебном процессе.
Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс «конструирования» модулей позволяет "отсечь" все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.
Принцип модульности определяет весь подход к организации обучения: отбор целей, содержания, форм и методов обучения. В соответствии с этим принципом содержание обучения структурируется в форме отдельных блоков -модулей.
На нашей кафедре впервые была использована интеграция модульного обучения в дистанционное образование. С этой целью весь курс химии довузовской подготовки был разделен на 3 модуля -А, Б и С. Модуль А - базовый уровень; Б - повышенный уровень сложности; С -высокий уровень сложности.
Каждый модуль состоит из модульных единиц и модульных элементов. Элементарной единицей модуля является занятие, включающее следующие элементы: тема —> обеспечение лекционным и другим обучающим материалом —тестирование.
Что представляют собой тесты? На сервере центра дистанционного обучения имеются два вида тестов: тренинго-вые и итоговые. Тренинговые тесты учащийся может проходить многократно, до приобретения устойчивых знаний. Итоговое тестирование позволяет перейти на более высокий уровень. Например, тесты модуля А содержат задания базового уровня. Из четырех предложенных вариантов ответа необходимо выбрать один правильный.
Пример 1.
В сероуглероде CS2 химическая связь:
1) ионная 2) металлическая 3) кова-лентная полярная 4) ковалентная неполярная.
Ответ: 3. Тесты модуля В содержат задания повышенного уровня сложности.
Пример 2.
Установите соответствие между формулой и средой его водного раствора. (Учащийся должен иметь твердые понятия о процессе гидролиза, знать типы гидролиза, иметь представление о рН среды, а уже потом, логиче
ски сопоставив эти понятия, выбрать правильный ответ).
Среда ее водного раствора
Формула соли | |
A) NaCIO | 1) нейтральная |
Б) NaC104 | 2) кислая |
B) ВеСl2 | 3) щелочная |
Г) LiN03 |
Решение заданий модулей А и В проверяется автоматически с помощью компьютера, путем сравнения приведенных ответов с заложенными в программу эталонами.
Тесты модуля С содержат задания высокого уровня сложности. Здесь ответы должны быть развернутыми, содержать объяснения. Задания части С проверяются преподавателем и даются комментарии.
Каковы преимущества такого дистанционного образования?
1) Это получение образования без отрыва от местонахождения;
2) свободный выбор графика обучения;
3) оценки результатов независимы от субъективного фактора;
4) дистанционное образование дешевле обычного (за счет снижения расходов на переезды, проживания в другом городе, организация процесса обучения).
И, наконец, кроме предметного, также формируются умения и навыки работы в сфере применения современных информационных технологий.
Однако, кроме плюсов, существуют и минусы использования дистанционного образования. Это, безусловно, прежде всего, подходит только дисциплинированным людям, которые заставляют себя заниматься ежедневно. Обязательным условием для получения качественного образования через интернет является самоорганизованность обучающегося. И наконец, это техническая обеспеченность или технические возможности, т.к. для общения в сети они должны быть максимальными.
Достоинства модульного обучения:
- Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого студента.
- Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
- Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
- Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
- Достигается определенная "тех-нологизация" обучения.
Обучение в меньшей степени становится зависимым от педагогического мастерства преподавателя. Недостатки и ограничения модульного обучения:
- Большая трудоемкость при конструировании модулей.
- Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
- Уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала студентов, особенно высокоодаренных.
- Если к каждому новому занятию преподаватель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.