Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Качество образовательного процесса в вузе должно обеспечивать подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства. Проект «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» предусматривает проведение независимой оценки учебных достижений студентов на различных этапах обучения в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Задачи проекта: – создание системы оценивания компетенций, опирающейся на результаты обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО; – содействие преемственности развития компетенций студентов на различных этапах обучения; – обеспечение информированности не только преподавателей, но и студентов о достигнутом уровне результатов на каждом этапе обучения, их мотивации к дальнейшему развитию компетенций. Для оценки учебных достижений студентов в освоении дисциплин по основным образовательным программам в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения в январе 2012 года ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России принял участие в инновационном проекте «Интернет-экзамен: компетентностный подход» по дисциплинам: – гуманитарного, социального и экономического цикла; – математического, естественнонаучного цикла. Тестировались студенты по следующим направлениям подготовки (специальностям): 060101 Лечебное дело, 060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое дело, 060201 Стоматология, 060301 Фармация. Банк тестовых заданий проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» разработан исходя из уровневой модели педагогического измерителя и содержал несколько блоков заданий. Первый блок заданий проверяет степень владения студентом материала дисциплины на уровне «знать». Он содержит задания, с очевидным способом решения по усвоенному студентом при изучении дисциплины материалу. Задания этого блока выявляют в основном «знаниевый» компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно». Задания второго блока оценивают степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь». Этот блок содержит задания, в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания студентов по дисциплине, но и умения пользоваться полученными знаниями при решении стандартных, типовых задач. Результаты этого блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий. Третий блок оценивает освоение дисциплины на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он содержит кейс-задания, решение которых предполагает привлечение знаний из разных дисциплин и применение комплекса умений, для того, чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Таким образом, решение студентами нестандартных практико-ориентированных задач будет свидетельствовать о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствие с требованиями ФГОС ВПО. Студенты 1-го курса нашего ВУЗа тестировались по следующим дисциплинам: английский язык, математика, история, русский язык, химия, экономика. В табл. 1 и 2 представлена плотность распределения баллов у студентов 1-го курса по блокам заданий тестируемых дисциплин, выраженная в процентах от выполненных заданий. дующим образом: степень владения материалом первого блока заданий – на уровне «знать» по дисциплинам «Русский язык» – 73,8%, «История» 72,6%, «Химия» – 64,8%, «Математика» – 38,8%, «Английский язык» – 34,7%, «Экономика» – 24,5%; степень владения материалом второго блока заданий – на уровне «знать» и «уметь» по дисциплинам «Русский язык» – 84,7%, «История» – 68,8%, «Химия» – 68,4%, «Математика» – 36,1%, «Английский язык» – 31,3%, «Экономика» – 21,6%; степень владения материалом третьего блока заданий – на уровне «знать», «уметь», «владеть» по дисциплинам «История» – 82,9%, «Русский язык» – 79,6%, «Английский язык» – 30,4%, «Экономика» – 6,6%, «Химия» – 5,5%, «Математика» – 0%. Выполнение варианта педагогического измерительного материала (ПИМ) в целом оценивается суммарным баллом, полученным студентом за выполнение всех заданий ПИМ. Разработанные критерии выполнения ПИМ позволяют сделать Таблица 1. Плотность распределения баллов по тестируемым дисциплинам

Блок заданий

Дисциплины

Блок заданий

Русский язык

Химия

Экономика

 

Процент выполненных заданий

040

4060

6080

80100

040

4060

6080

80100

040

4060

6080

80100

 

Процент студентов

8

18,2

54,1

19,7

6,9

28,3

43,2

21,6

21,2

54,3

23,8

0,7

 

Процент студентов

4,4

10,9

40,1

44,6

8,7

22,9

39,1

29,3

31,7

46,7

17

4,6

 

Процент студентов

10,9

9,5

41,6

38

77,1

17,4

5,5

-

50,6

42,8

4,8

1,8

По представленным сведениям (табл. 1, 2) видно, что количество студентов, преодолевших критериальный показатель усвоения тестируемых дисциплин (60% – 100%) от 1-го блока заданий к 3-у блоку – уменьшается. По каждому блоку заданий результаты тестирования выглядят слевыводы об уровне учебных достижений отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении. В проекте «Интернет-экзамен: компетентностный подход» уровни учебных достижений оценивались следующим образом:

Таблица 2. Плотность распределения баллов по тестируемым дисциплинам

Блок заданий

Дисциплины

Блок заданий

Английский язык

Математика

История

1

Процент выполнен

ных заданий

040

4060

6080

80100

0-40

4060

6080

80100

040

4060

6080

80100

1

Процент студентов

27,8

37,5

21,7

13

30,6

30,6

36

2,8

7,9

19,5

37,1

35,5

2

Процент студентов

44,4

24,3

27,8

3,5

38,9

25

27,8

8,3

11,9

19,3

22,5

46,3

3

Процент студентов

46,1

23,5

22,6

7,8

91,7

8,3

-

-

6,7

10,4

15,6

67,3

1. Критический уровень. Студенты продемонстрировали недостаточный уровень результатов обучения по дисциплине. Критический уровень обученности свидетельствует о знаниях, недостаточных для решения предложенных заданий.

2. Репродуктивный уровень. Уровень обученности студентов свидетельствует о том, что они выполняют стандартные действия в соответствии с предложенными в задании указаниями, отвечают на сформулированные вопросы. Репродуктивный уровень является фундаментом для формирования системы учебных умений, позволяющих студентам перейти на более высокий уровень обученности.

3. Базовый уровень. Результаты обучения студентов свидетельствуют об уровне знаний и умений, позволяющих успешно решать стандартные (типовые) задания по дисциплине. Студенты способны понимать и интерпретировать полученную информацию, что является основой для успешного формирования умений и навыков для решения практикоориентированных задач.

4. Продуктивный уровень. Студенты продемонстрировали результаты на уровне осознанного владения учебным материалом и учебными умениями, навыками и способами деятельности. Студенты способны анализировать, проводить сравнение и обоснование выбора методов решения заданий в практико-ориентированных ситуациях.

5. Высокий уровень. Уровень результатов обучения студентов по дисциплине является основой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.

Студенты демонстрируют способность использовать сведения из различных источников, успешно соотносить их в условиях исследования нестандартной ситуации. По окончании тестирования в личных кабинетах преподавателей были представлены уровни учебных достижений студентов. Представленные данные (табл. 3) позволяют сделать выводы об уровнях обученности студентов 1-го курса нашего вуза. Большинство студентов имеют репродуктивный уровень обученности по дисциплинам: «Английский язык» 50,4%, «Математика» – 61,1%, «Химия» – 41,7%, «Экономика» – 63%. По дисциплине «Русский язык» – 37,9% большинство студентов имеют продуктивный уровень, по дисциплине «История» – 40,4% – высокий уровень обученности. Таким образом, у большинства студентов 1-го курса нашего вуза учебные достижения соответствуют репродуктивному и базовому уровням обученности. По дисциплинам «Русский язык» и «История» учебные достижения соответствуют продуктивному и высокому уровням обученности. Предложенная уровневая модель проекта «Федеральный Интернет-экзамен: компетентностный подход» позволяет сфокусироваться на результатах отдельного студента. Создание личных кабинетов студентов позволит сформировать «электронное портфолио» каждого студента, содержащее информацию о результатах внешнего тестирования в процессе обучения в вузе. Интернет-экзамен является перспективным методом оценки качества образовательного процесса в вузе. Регулярное участие в проектах Федерального Интернет-экзамена способствует созданию системы гарантии качества подготовки студентов на основе независимой внешней оценки.

Таблица 3. Уровни обученности студентов первого курса по тестируемым дисциплинам

Уровни обученности студентов

Дисциплины

Уровни обученности студентов

Английский язык

Математика

История

Русский язык

Химия

Экономика

Уровни обученности студентов

Процент студентов

Процент студентов

Процент

студентов

Процент

студентов

Процент

студентов

Процент студентов

Критический

уровень

3,5

22,2

1,7

0,7

2,5

2,5

Репродуктивный уровень

50,4

61,1

14,1

8,8

41,7

63

Базовый уровень

28,7

13,9

14,3

16,1

34,2

27,1

Продуктивный

уровень

17

2,8

29,5

37,9

17,6

6,9

Высокий

уровень

3

-

40,4

36,5

4

0,5