Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Компетентностный подход как основная идея новой образовательной парадигмы предполагает перевод основного акцента на овладение способом непрерывного приобретения новых знаний. Одним из наиболее важных аспектовкомпетентностногоподходаявляется развитаямотивациянаобразование, личностная потребность в овладении знаниями, навыками, умениями, готовность к труду. Профессиональное становление-процесс, развернутый во времени; в период обучения студенты «доопределяют» себя в специальности. Мотивационная сфера исследована у студентов медицинских вузов [2, 3, 5,]. Однако лишь в единичных работах она рассматривается у студентов относительно их принадлежности к различным факультетам [6], практически не исследована динамика на протяжении всего обучения. Таким образом, изучение данной темы является весьма актуальной.

Целью настоящего исследования явилось изучение динамики мотивации к обучению у студентов педиатрического факультета государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Материалы и методы .

Обследовано122 студента(34 мужчин ы и 88 женщин) в возрасте от 16 до 25 лет 1–4-х курсов педиатрического факультета. Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Мотивы выделены по 7 шкалам: 1 – коммуникативные, 2 – избегание неудачи, 3 – престижа, 4 – профессиональные, 5 – творческой самореализации, 6 – учебно-познавательные, 7 – социальные. Вопросы теста оцениваются по пятибалльной системе. Приведенные мотивы учебной деятельности по значимости делятся: 1 балл – минимальная значимость мотива, 5 баллов – максимальная. Обработка результатов проводилась методами вариационной статистики с использованием программы «Statistica 6».

Результаты и обсуждение .

Эффективност ь и результативность учебной деятельности студентов во многом определяется сложной системой мотивов, сформулированных на основе потребностей, желаний и интересов. Мотивация-циклическийпроцесс,двояко детерминированный и складывающийся из внутренних (личностных) диспозиций и внешней (ситуационной) составляющей[4]. Наначальныхкурсахустудентов педиатрического факультета обнаружен следующий разброс мотивов: на первом месте у половины стоят «профессиональные»; у каждого пятого – «мотивы творческой самореализации» и «коммуникативные». Статистический анализ не обнаружил ни по одной из семи мотивационных шкал достоверных отличий от одноименныхпараметровустудентовлечебногофакультета. Динамикамотивационной сферы студентов педиатрического факультета существенно отличается от таковой у студентов лечебного факультета. Вграницахрассматриваемогопериода (1–4-й курс) у студентов педиатрического факультета выявлена стабильность в профессиональных и коммуникативных мотивах. Результаты исследования представлены в таблице.

Сдругойстороны, мотивацияпредставляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. К четвертому курсу выявлена динамика в области мотивационной сферы по четырем шкалам. В период обучения на 1- 4-х курсах наблюдается снижение значимости учебно-познавательных мотивов (4,15+0,11 и 3,79+0,11 – у студентов первого и второго курсов, соответственно, против – 3,70+0,08 у четвертого курса), социальных (4,07+0,11 и 3,56+0,16 – у студентов первого и второго курсов, соответственно, против – 3,66+0,07 у студентов четвертого курса), мотивов престижа (3,55+0,16 и 3,49+0,17 – у студентов первого и второго курса, соответственно, против – 3,13+0,12) и творческой самореализации (3,95+ 0,16 и 3,63+0,20 – у студентов первого и второго курсов, соответственно, против – 3,17+0,14). Динамика учебно-познавательных, социальных, мотивов престижа и творческой самореализации постепенно убывает в процессе обучения. Сходную траекторию изменений учебно-познавательных мотивов за период обучения в университете наблюдали и другие авторы [1]. Динамика мотивационной характеристики в основном обусловлена внешней (ситуационной) составляющей: частичной реализацией поставленных студентом целей, приближением периода самостоятельной трудовой деятельности, трудностью и сложностью обучения в медицинском университете.

Таблица

Динамика учебной мотивации студентов педиатрический факультета

Студенты педиатрического факультета

Название шкалы

Название шкалы 1 курс Х+m (баллы) 2 курс Х+m (баллы) 4 курс Х+m (баллы)
1.Коммуникативные мотивы 3,86+0,13 3,89+0,14 3,65+0,09
2.Мотивы избегания неудач 2,41+0,20 2,56+0,12 2,55+0,12
3.Мотивы престижа 3,55+0,16 3,49+0,17 3,13+0,12*
4.Профессиональные мотивы 4,37+0,08 4,34+0,09 4,33+0,07
5.Мотивы творческой самореализации 3,95+0,16 3,63+0,20 3,17+0,14*X
6.Учебно-познавательные мотивы 4,15+0,06 3,79+0,11. 3,70+0,08*
7.Социальные мотивы 4,07+0,11 3,56+0,16. 3,66+0,07*

Примечание: 1. Достоверные различия между группами 1-го и 2-го курсов отмечены точкой (. ); между группами 1-го и 4-го курсов обозначены звездочкой (*); между группами 2-го и 4 –го курсов отмечены знаком умножения (Х); 2. Различия расценивались как достоверные при P < 0,05, т.е. в тех случаях, когда вероятность различия превышала 95%.

 

Выводы.

  1. Установлены в рамках рассматриваемого периода (1-4-й курс) существенные различия в качественной и количественной характеристике мотивационной сферы студентов педиатрического факультета, что требует дифференцированного подхода при формировании профессиональных компетенций.

     

  2. Выявлена стабильность в профессиональных мотивах, коммуникативных и избегания неудач, составляющих мотивационный профиль студентов педиатрического факультета и в основном зависящих от внутренних (личностных) диспозиций.

     

  3. Обнаружена динамика мотивационной характеристики студентов-педиатров на протяжении периода обучения: снижается значимость мотивов престижа, социальных, учебно-познавательных, творческой самореализации; траектория личностных изменений в основном определяется внешней (ситуационной) составляющей.