В настоящее время мы наблюдаем процесс изменения структурного наполнения рынка труда в Российской Федерации: неквалифицированная рабочая сила уступает место работникам с достаточным для выполнения интегративных производственных задач уровнем образования, выстроенной системой сформированности профессиональной компетенции.
Важно, конечно, чтобы требования времени, которые выдают вполне конкретные запросы в совершенствовании процесса подготовки кадров, учитывались в отечественной системе образования. Общество заинтересовано в сотрудниках, обладающих способностями к анализу и упорядочиванию информационных потоков с применением современных компьютерных и телекоммуникационныхсредств.
Следовательно, роль преподавателя как носителя учебно-ориентированной научной информации, касающейся конкретногопластасовременногоилиисторическогознания, становитсянеопределяющей, а второстепенной. Теперь необходимомотивироватьстудентанетолькокполучению знаний или умений, но и самим процессом этого действия, целостного и целенаправленного. И здесь необходимо обозначить преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях в системе СПО:
- Расстановка ориентиров, связанных с обозначением компьютера не только как средства для выполнения игровых задач.
- Увеличение определяющей доли уровня подготовки студентов в области современных информационных технологий.
- Повышение качества образовательного процесса в плане воспитания информационной культуры студентов.
- Актуализация в современных условиях мотивации обучающихся к процессу обучения.
- Развитие системы управления занятием, совершенствование технологической составляющей.
Ярким примером использованиея ИКТ на занятиях по дисциплине «Математика» в медицинском колледже является использование компьютерных презентаций, подготовленных как преподавателем, так и студентами с помощью программы Microsoft PowerPoint. Здесь неоспоримые преимущества мультимедиа в сравнении с классической учебной доской. Всегдаимеетсявозможностьвернутьсякранеевизуализированнойинформации. Особое значение имеет выполнениестудентамидомашнегозаданияввиде слайдов, отображающих информацию в виде числовых значений. При подготовке заданий для самостоятельной работы мы отбираем только тот набор решений, которые не представлены в сети Интернет, что требует мобилизации всего ИК-потенциала преподавателя, однако одно из требований времени – это тьютерские качества при комбинировании структурных элементов учебного занятия.
Более того, презентация необходима для работы с готовыми чертежами, особенно в курсе изучения стереометрии. Сочетание макетов геометрических тел и их изображений на слайде дают более полную картину о свойствах и особенностях этих тел. При этом для урока будет достаточно всего несколько «базовых» макетов, все остальныеинтерпретациигеометрическоготелавозьметнасебя презентация. Очень удобно использование презентации при проверке домашнего задания, таккак много времени уходит на воспроизведение на доске чертежей и формул, для объяснения тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Также различные компьютерные программы (например, Mathcad 14) позволяют рассмотреть геометрическую фигуру в объемном изображении и, в отличие от макета, провести в ней любое количество сечений, вписать или описать другие фигуры, тела.
Компьютерные технологии могут использоваться при обучении математике в разных формах:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности преподавателя;
- самостоятельное обучение при участии преподавателя, выступающего в роли помощника-консультанта;
- использование диагностических и контролирующих материалов (компьютерные тесты);
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий (подготовка докладов, рефератов, публичных выступлений);
- использованиекомпьютерадлявычислений, построенияграфиков (Mathcad 14);
- использование информационносправочных программ (Интернет).
Таким образом, ИКТ становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, способствующей повышению качества образования.