Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, процессы реформирования и модернизации отрасли выявили с особой остротой проблему профессиональной подготовки медицинских работников. Одним изглавных направлений в сфере высшего медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний [3].
Для развития познавательной активности у студентов и навыков работать творчески необходима интеграция различных форм и методов обучения в ходе учебного процесса. Как показывает опыт работы, важно сочетать традиционные проблемно-поисковые, иллюстративные методы обучения с новыми формами организации учебного процесса, включая технические средства.
К сожалению, при изучении клинических дисциплин далеко не всегда осуществляется полноценный разбор каждого из курируемых больных и уж тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом объективного обследования пациента. В реальной клинической практике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденной работой в группе. В этой связи появление возможностей в организации фантомного и симуляционного обучения студентов видится нам как разумное и необходимое направление в учебном процессе. В настоящее время симуляторы используются для обучения и объективной оценки обучающихся во многих областях деятельности человека, предполагающих высокие риски [3].
Методики симуляционного обучения в медицине известны уже давно, в частности в анестезиологии манекены применяются с 80-х годов XX века. Использование симуляторов, манекенов, фантомов позволяет многократно отрабатыватьопределенныеупражненияидействия при обеспечении своевременных, подробных профессиональных инструкций в ходе работы [4]. Именно симуляторы могут многократно и точно воссоздать важные клинические сценарии и возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося.
В течение 2011-12 и 2012-13 учебного года во время прохождения цикла внутренних болезней студенты регулярно посещают Центр практических навыков (ЦПН). Согласно утвержденному учебному плану для студентов IV курса лечебногофакультетаи IV-VI курсовпедиатрического факультета, за время курации работе в фантомном классе посвящено 1 занятие. Среди многочисленных видов медицинских технических средств обучения особое место занимают многофункциональные фантомы (симуляторы терапевтических и другихсостояний), создающиетеилииные клинические ситуации, максимально приближенные к реальным, происходящим в жизни [1]. На занятиях ЦПН имеется возможность повторения навыков объективного обследования пациента внорме ипатологии, в частности аускультации сердца и легких (систолический и диастолический шум, пролапс митрального клапана, аортальныйстеноз, стридорозноедыхание идр.). На наш взгляд, важно, что имеющиеся в Центре симуляторы позволяют изменять отдельные параметры при изучении различных состояний. Например, аускультативные данные при аортальном стенозе могут быть оценены при различной частоте сердечных сокращений, что помогает студентам освоить необходимые навыки и приближает их к условиям реальной клинической практики. Кроме того, имеется возможность ознакомиться сработой прикроватного монитора, сравнить нормальную ЭКГ, различные нарушения ритма и проводимости. В классе имеется большой набор рентгенограмм и электрокардиограмм, для просмотра которых используется большаятелевизионная панель.
Особое внимание в подготовке медицинских кадров в настоящее время уделяется оказанию неотложной помощи, что согласуется с требованиями образовательных стандартов [2]. Обучение навыкам и умениям оказания неотложной помощи по традиционной привычке в условиях клиник практически невозможно осуществить из-за ряда объективных причин, основной из которых является непрогнозируемый сценарий ургентного состояния. Сегодня в «Центре» КубГМУ созданы все условия для освоения навыков неотложной помощи, владеть которыми обязан каждый врач. Современные симуляторы позволяют отработать необходимые умения при проведении сердечно-легочной реанимации, которые могут помочь спасти жизнь пациента в экстренной ситуации. Обучение СЛР проводится в соответствии с рекомендациями Европейского советапо реанимации. В процессе обучения с использованием симуляционного оборудования студенты отрабатывают технические и нетехнические навыки.
Следует отметить, что студенты с большим интересом посещают Центр практических навыков, задают много вопросов, активно работают с симуляторами.
Таким образом, применение технических средств обучения в учебном процессе на кафедре внутренних болезней наряду с другими традиционными формами обучения, позволяет повысить эффективность обучения студентов, помогает активизировать познавательную деятельность студентов, усиливает интерес и мотивацию к обучению. Симуляционное обучение не может заменить работу с больным и теоретические знания, но в современных условиях является необходимой составляющей в системе высшего медицинского образования.