Развитие современного общества, происходящие в нём перемены, задачи, стоящие перед системой образования, диктуют необходимость по-новому организовывать учебный процесс с оптимальным использованием новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Подготовка медицинских кадров сегодня немыслима без применения информационных технологий, предлагающих средства и приемы для решения поставленныхмедицинскихзадач. Вколледже проводится большая целенаправленная работа по информатизацизации учебных аудиторий и кабинетов. Отдел компьютерного обеспечения (технических средств обучения), который проводит эту работу, организован в 1995 году как структурное подразделение Ейского медицинского училища для решения комплекса задач, связанных с эксплуатацией компьютерного оборудования и программного обеспечения.
В настоящее время парк вычислительной техники содержит свыше 105 персональных компьютеров, 48 единиц оргтехники, 18 ед. мультимедийного оборудования. Имеется 3 компьютерных класса, библиотека, оборудованная персональными компьютерами (ПК). Все ПК объединены в компьютерную сеть с выделенным сервером предприятия и высокоскоростным выходом в Интернет по выделенной оптоволоконной линии. Организованазащитарабочихместотвирусныхатак и сетевых угроз, проводится регулярное резервирование данных на случай отказа оборудования. Силами отдела разработаны собственные программные продукты:
• программныйкомплекстестирования студентов, который построен на базе клиент-серверной технологии, что позволяеттестироватьбольшиегруппыстудентов, централизованно хранить комплексы вопросов по различным дисциплинам и результаты тестирования; позволяет эффективно оценивать уровень подготовки; комплекс представлен на XIV краевом конкурсе работников учреждений среднего профессионального образования «Лучший инновационный проект» в номинации «Совершенствование организации учебного процесса» и отмечен дипломом I степени;
• автоматизированное рабочее место «Портфолио студента» для централизованноговедениястуденческогоПортфолио вединомстиле.
Такая обеспеченность техническими средствами обучения позволяет успешно решать с помощью ИКТ комплекс важнейших задач учебного процесса:
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся. Индивидуализация работы самого учителя.
Ускорение тиражирования и доступа кдостижениямпедагогическойпрактики.
Усиление мотивации к обучению.
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.
Обеспечениегибкостипроцессаобучения.
Внедрение ИКТ возможно в медицинском колледже на занятиях по учебным дисциплинам любого цикла. Каждого преподавателя волнует вопрос как привлечь внимание студентов к своему предмету и сделать материал более доступным для восприятия. Для этого необходима обработка большого объёма тематической информации и подборка наиболеедоступных, актуальныхматериалов, соответствующихРабочейпрограмме и календарно-тематическому плану, а также выбор технологий и приёмов обучения, наиболее эффективных для каждой конкретной темы и формы занятия.
При комплексном подходе к подготовке специалистов-медиков среднего звена приоритетными считаем технологии развивающего обучения, методы проекта и тренинга с обязательным постоянным использованием в учебном процессе информационно-коммуникационныхтехнологий.
Эффективностьэтогокомплексаприемов обучения ярко прослеживается при изучении дисциплины «Фельдшер скорой медицинской помощи» (специализация) поспециальности 060101 Лечебноедело.
На лекционных занятиях, излагая материал по тому или иному состоянию, дает студентам право (возможность) в процессе самостоятельной работы готовить и представлять на семинарских занятиях сведения (сообщения, доклады, рефераты, презентации, статистические данные и т.д.) из различных источников с подробным их коллективным обсуждением, мультимедийным анализом и выбором наиболее рациональных вариантов информации. Конечным продуктом такой работы стало совместное составление инструктивно-методическихкарточекдля обучения и работы фельдшера выездной бригады«Скорой помощи» с кратким этиопатогенезом, основными клиническими проявлениями, дифференциальной диагностикой, прогнозом, алгоритмами неотложной помощи при типичных и часто встречающихся неотложных состояниях (около семидесяти), тактикой фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи в каждом конкретном случае. В дальнейшем эти карточки составили основуучебно-методического комплекса по дисциплине «Фельдшер скорой медицинской помощи» (специализация), который успешно применяется для теоретической и тренажной подготовки студентов, контроля знаний и умений на занятиях и в процессе квалификационной практики, а также может быть использован в будущей практической деятельности.
По мнению студентов выпускного курса отделения «Лечебное дело» прошлого 2011-2012 года, такое сочетание технологийобучения, втом числеинформационно-коммуникативного, способствовало эффективному обобщению знаний и профессиональных компетенций практически по всем клиническим дисциплинам, позволило достичь высоких результатов на итоговой Государственной аттестации (из 32-х выпускников 531-й группы один аттестован соценкой «хорошо», остальные с оценкой «отлично»).
При такой системе обучения удается хорошо отслеживать личностные особенности студентов, своевременно организовать и обеспечить индивидуальную психологическую поддержку, корректировать познавательный процесс.
Такая схема обучения расширяет сотрудничество преподавателя и студентов, создает благоприятный психологический климат на занятиях, а студентам предоставляет возможность самостоятельно и творческиработать, способствуетсаморазвитию личности будущего специалистамедика с высокими профессиональными компетенциями, коммуникативной культурой и высоким творческим потенциалом.