Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

В связи с необходимостью модернизации структуры и содержания современной образовательной системы на основе внедрения инновационных подходов к организации, управлению, содержанию, формам и методам обучения, а также оценке качества образования должны использоваться инновационные методы обучения. Это методы, основанные на использовании современных достижений науки, информационных технологий в образовании, направленные на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

К инновационным методам обучения относятся работа в группах, модерация, метод проектов, метод кейса (метод конкретных ситуаций, игровые технологии метод портфеля (метод портфолио). Метод портфолио (Performance Portfolio or Portfolic Assessment) – современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. В переводеситальянского«портфолио» – портфель. Метод портфолио возник на Западе из проблемного обучения. В основе этого метода – технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио– систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления её результатов в одной или более областях для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда. Его применение позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различныхнаправленийдеятельностибудущего специалиста, реализуемой в рамках учебно-воспитательного процесса.

Цельюформированияпортфолиоявляютсяанализипредставлениезначимых результатов процессов профессионального и личностного становления будущего специалиста, обеспечение мониторинга культурно-образовательного роста, индивидуальных достижений студента для активизации его деятельности.

Создание портфолио помогает решитьследующиезадачи: формирование и поддержка учебной мотивации студентов; осуществление планирования воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов; расширение спектра контрольно-оценочных средств образования, введение самооценивания; использование портфолио как основы для будущего карьерного роста студента; приобретение студентом опыта в деловой конкуренции.

Портфолио обычно состоит из следующих разделов:

  1. В личной карточке отражают Ф.И.О., дату рождения, фото, год поступления в образовательное учреждение, специальность, по которой поступил(а) учиться, домашнийадрес, контактныйтелефон, период за который представлены материалы.

     

    1. В разделе «Официальные документы» помещаются все имеющиеся у студентасертифицированныедокументы, подтверждающие его индивидуальные достижения: копии документов (свидетельств), подтверждающих обучение студента по программам дополнительного образования; информация о наградах, грамотах, благодарственных письмах; копии документов (свидетельств), подтверждающих участие студента в различных конкурсах (соревнованиях и т.д.) и другие документы по усмотрению автора: оценки, результаты курсовых и выпускных квалификационныхработсихназванием, результаты практики, грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты и другие документы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности.

       

    2. Предлагаемая формапредставления материалов данного раздела – название документа, номер, содержание (за какие достижения выдан, о чем свидетельствует документ), кем выдан, когда выдан.
  2. Раздел «Отзывы и рецензии» содержит:

     – отзывы преподавателей, кураторов, руководителей практики, педагогов с места практики, социальных педагогов, психологов и др.; характеристика на студента от преподавателей (дисциплина, прилежание, соблюдение сроков сдачи документации, организация собственной деятельности на занятиях, работа в команде, использование информационно-коммуникативных технологий, отношение к историческому наследию, культуре, религиозным ценностям, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, активность в овладении профессией);

характеристики о прохождении учебной и производственной практик, подтвержденные представителями ЛПУ;
копии рецензий с приложением курсовых и выпускных квалификационных работ в электронном варианте;

– рекомендательные письма и др.

4. Материалы учебной, исследовательской, внеаудиторной, творческой деятельности студента, подтверждающие и демонстрирующие высокую результативность деятельности студента: исследовательские проекты, статьи, творческие работы, материалыконференций, выставок, конкурсов, фотографии, копии статей, размещённых в СМИ, видеоматериалы (телепередачи), презентации, диски с видеофильмами, рефераты с рецензиями.

Портфолиооформляетсясамимстудентом в печатном или в электронном виде. Каждый отдельный материал, включенный впортфолио, должен датироваться. Фиксация результатов осуществляется систематически.

Отбор материала для портфолио– это кропотливая работа, позволяющая студентам продумывать и решать конкретные задачи и дающая возможность проанализировать, оценить собственную деятельность. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но в конечном итоге экономит время при подготовке к зачетам и экзаменам.

Обучающийся самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы; самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами; сам представляет свои возможности, достижения и выдвигает свою кандидатуру для участия в конкурсе материалов портфолио. Использование метода портфолио не только представляет собой воплощение идеи активного сбора информации студентами при подготовке к текущему занятию, но и развивает исследовательские умения в процессе работы с информацией. В частности, результаты портфолио позволяют оценивать уровень развития у студентов таких ценностей, как умение самостоятельно определять направление в изучении темы, анализировать информационные потоки, выделять ключевую информацию, делать самостоятельные выводы. Метод портфолио обеспечивает студентам возможность на равных с преподавателем обсуждать изучаемую тему, высказывать различные точки зрения при обсуждении проблемных вопросов. При изучении последующих курсов дисциплин портфолио служит также вариантом преемственности пройденного материала.

Помере необходимости работа обучающихся с портфолио сопровождается помощью педагогов, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Преподаватель является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения портфолио; координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует студентов о конкурсах и форумах различного рода и уровнях, способствует вовлечению студентов в различные виды деятельности; является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и группы современного метода оценивания портфолио.

Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления, жюри (в рамках конкурса «Лучший портфолио студента» и др.). При оценке рассматриваются все материалы портфолио с точки зрения того, как они повлияли на результаты студентов. Формирование портфолио является творческой работой, позволяющей на основе всестороннего системного осмысления проанализировать и обобщить результаты своей профессиональной деятельности, что, несомненно, является способом определения направлений и стимулом дальнейшего профессионального развития.

Данная технология может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения производственной практики, участия в студенческий научно-практических конференциях, публикации результатов научных исследований, трудоустройство и т.д.). Таким образом, организованная системная диагностика профессионально-личностного развития будущего специалиста позволяет на практике реализовать индивидуальноориентированный подход к качественной оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Более того, портфолио совместно с другими инновационными педагогическими технологиями организации учебного процесса призван обеспечитьвысокийуровенькомпетенций у студентов, такой тип организации знаний, который позволял бы им принимать эффективные решения в любых ситуациях, то есть способствовать формированию профессионального (клинического) мышления. Поэтому портфолио как инновационный метод обучения должен быть широко представлен в учебном процессе при организации и осуществлении самостоятельной работы студентов в медицинских образовательных учреждениях.