Производственная практика является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм его связи с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. Она значительно усиливает учебно-воспитательный потенциал в подготовке специалиста к осуществлению политехнического образования, трудового воспитания и профориентации.
Расширение кругозора студентов и вооружение их знаниями и умениями, необходимыми для реализации принципа политехнизма, является одним из основных направлений совершенствования производственной практики. Производственная практика позволяет углублять и закреплять теоретические знания студентов по различным разделам химии на основе межпредметных связей; изучать в реальных условиях научные основы химических производств, структуру производств, общие принципы их организации, экономику, а также вопросы охраны окружающей среды; знакомить студентов сосновами автоматизации производства; формировать политехнические умения.
В свете усиления тенденции практической направленности в процессе модернизации высшего профессионального образования логично уделять особое внимание возможностям данного вида работы вузов. Именно производственная практика призвана обеспечить ознакомление студентов с реальным технологическим процессом, работой химических лабораторий, закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, и приобретение навыков практической и исследовательской работы.
Задачи практики в целом остаются традиционными. Студентов надо знакомить с историей предприятия или организации, их проблемами и тенденциями развития, с назначением и работой основных и вспомогательных цехов и лабораторий, схемой движения сырья, топлива, готовой продукции, со складским хозяйством, с работой лабораторий ОТК, основами химико-технологических процессов, типовой производственной аппаратурой, автоматическим контролем и регулированием производственных процессов, с деятельностью общезаводских служб, а также с общими принципами организации и экономики производства. Дать представлениео комплексном использовании сырья, переработке отходов, системе водоподготовки и замкнутых циклах водопользования в масштабах всего предприятия. Необходимо дать возможность студентам ознакомиться с современными информационно-аналитическими отделами, отделами рекламы, дизайна продукции и маркетинга, с природоохранными мероприятиями, изучить конкретные методики проведения анализа объектов, оборудования лабораторий, нормативную и информационную литературу и документацию, а также документацию по охране труда и технике безопасности.
Важно отметить, что профиль химиков бакалавров нашего вуза – аналитическая химия. Это предполагает необходимость задействовать в ходе работы аналитические лаборатории как места проведения практики в наиболее полном объёме в соответствии с существующими возможностями.
В целом производственная практика проводится в форме аудиторной работы на подготовительном этапе, экскурсионной и лабораторной в местах проведения, внеаудиторной при выполнении самостоятельного индивидуального задания и научно-исследовательской работы.
На первых этапах практика по сути своей является ознакомительной. Осуществляется знакомство студентов с деятельностью отдельного предприятия или организации, работой химической лаборатории; изучение методик проведения химических анализов. Затем осуществляется собственно проведение анализов, то есть работа непосредственно в лабораториии над индивидуальным заданием. В последующем предусматривается проведение научно-исследовательской работы в лаборатории по теме, предложенной руководителем, в ходе которой приобретаются навыки целенаправленного сбора литературы и умения анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по данной теме, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В качестве научно-исследовательских и научно-производственных технологий, используемых в ходе проведения производственной практики, можно выделить следующие:
-Литературная проработка темы индивидуального задания по документам цеха, лабораторий, использование сети Internet, проведение информационного поиска в технической библиотеке предприятия, вуза, города.
-Непосредственноеучастиестудентов в отборе проб, аналитическом контроле, обработке результатов, проведении синтетической работы или физико-химических исследованиях полупродуктов, материалов и т.п.
-Ведение дневника практики, составление отчёта и обсуждение полученных результатов совместно с руководителем.
-В течение всей практики проводятся производственные экскурсии внутри самого базового предприятия, на другие предприятия и лаборатории города.
-Практика завершается итоговой конференцией, на которой заслушиваются отчёты и доклады по тематикам индивидуальных заданий, по итогам проверки документацииисобеседованияпроводится зачёт.
Стоит отметить, что производственная практика предоставляет замечательные возможности для реализации компетентностного подхода в современном вузовском образовании, что является одним из приоритетных направлений модернизации высшего профессионального образования.
В частности, чтобы успешно осуществлять работу в ходе практик, просто необходимо владеть основами фундаментальных разделов химии (прежде всего неорганической, аналитической, органической, физической, химии высокомолекулярных соединений, химии биологических объектов, химической технологии), применять основные законы химии при обсуждении полученных результатов, в том числе с привлечением информационных баз данных. Кроме того, в результате прохождения производственной практики студенты расширяют и углубляют представление об основных химических, физических и технических аспектах химического промышленного производства с учётом сырьевых и энергетических затрат, совершенствуют владение методами безопасного обращения с химическими материалами с учётом их физических и химических свойств, способность проводить оценку возможных рисков.
При проведении производственной практики рассматриваются и такие вопросы, как роль химии и химической технологиивнаучно-техническомпрогрессе, взаимосвязь практической деятельности человека и его личностных качеств и, как следствие, этические проблемы научной и производственной деятельности специалиста.
Таким образом, современная производственная практика располагает большими возможностями для расширения профессионального кругозора, эрудиции, повышения общей образованности и культуры, воспитания будущего специалиста.