Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Введение интерактивных форм обучения определено одним из направлений совершенствования подготовки студентов в современном ВУЗе. Это отмечено, в частности, в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования в качестве требования к организации учебного процесса в ВУЗе: «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций» (п. 7.3 ФГОС ВПО).
При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Понятие «интерактивный» происходитот английского«interact» («Inter» – этовзаимный, «act» – действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:
− повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;
− усиление мотивации к изучению дисциплины;
− формирование и развитие профессиональных умений и навыков обучающихся;
− формирование коммуникативных навыков;
− развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;
− развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;
− формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;
− сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.
Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при организации самостоятельной работы студентов и других видов учебной деятельности на всех уровнях подготовки, а также при повышении квалификации.
Интерактивные технологии изменяют характер образования, делают работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов. Основным методом интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие субъектов образования с возможностью задавать вопросы в произвольной форме, выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. Интерактивное взаимодействие в обучении предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неоспоримыми лидерами для ведения интерактивного обучения.
Многообразие ЭОР, их творческий характер, психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса предъявляют определенные требования к их качеству и реализации. Ведущие педагоги и методисты выделяют следующие группы требований:
1) традиционные дидактические требования – обеспечение научности обучения, корректность и достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений; проблемность обучения, самостоятельность и активизация деятельности обучаемого, наглядность обучения, требование обеспечения систематичности и последовательности обучения;
2) специфические дидактические требования: требование адаптивности ЭОР к индивидуальным возможностям студентов; требование развитияи нтеллектуального потенциала обучаемого, требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в образовательных электронных изданиях и ресурсах; требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием ЭОР;
3) эргономические требования, которые строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых и определяющие гуманное отношение к обучаемому: организация дружественного интерфейса; обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний; обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы;
4) с эргономическими тесно связаны эстетические требования, которые устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных образовательных ресурсов, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению средства ИКТ и др.
5) требования здоровьесберегающего характера определяют соответствие ЭОР гигиеническим требованиям, санитарнымнормамиправиламработыскомпьютерной техникой.
К этим группам требований, на наш взгляд, обязательно необходимо добавить требование интерактивности ЭОР, означающее, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие учащегося с самим ресурсом, с преподавателем или между собой. С этой точки зрения требование интерактивности современных ЭОР направлено на:
− всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной и управленческой и деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;
− поддержание всеми обучаемыми непрерывноговизуальногоконтактамежду собой;
− активное использование мультимедийных технических и учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;
− постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия,
− оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;
− обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.
Охарактеризуем возможности средств ИКТ, позволяющие реализовать требование интерактивности в современных электронныхобразовательных ресурсах.
1) настройка внутренних и внешних ссылок в ЭОР, что обеспечивает их нелинейность, возможность быстрого переключения между отдельными содержательными блоками, взаимосвязи различных ЭОР между собой;
2) настройка гиперссылок на внешние ресурсы (текстовые документы, графические материалы (иллюстрации, карты, атласы), контрольно-измерительные материалы, Internet-ресурсы;
3) настройка триггеров (переключателей), определяющих возможность самопроверки и организации диалога в тестовом режиме;
4) анимационные эффекты, позволяющие создавать динамические модели схем, таблиц и др., т.е. конструировать их в режиме диалога со студентами;
5) возможности интерактивной доски, позволяющие работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной, публичной («ответ у доски») работы студентов, сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности, специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудиоивидеоматериалами, Интернетресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.
Таким образом, современные образовательные ресурсы должны носить интерактивный характер, что необходимо для использования интерактивных методов и мультимедийных технологий обучения. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. При комплексном применении интерактивных ЭОР в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в профессиональной подготовке специалистов.