Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Внедрение инновационных технологий в России и их конкурентоспособность на мировом рынке, кардинально меняет подходы к образованию на всех уровнях. В период активных социальноэкономических перемен перед высшей медицинской школой стоят задачи подготовки образованного конкурентоспособного специалиста, отвечающего жёстким требованиям рыночной экономики.

Обучение студентов-стоматологов имеет особенности, обусловленные необходимостью в обязательном порядке отрабатывать мануальные навыки на фантомах и закреплять их во время приема пациента. В то же время, по мере развития гражданского общества и повышения юридической грамотности населения, пациентов, желающих добровольно проходить лечение у студентов, становится все меньше и меньше. Это не может не сказываться на практической подготовленности студентов. Еще одной особенностью настоящего времени является широкая информатизация населения, внедрение новых информационных технологий (Интернет, мобильная связь), которые быстро осваиваются молодежью. При этом значимость научной и учебной литературы уходит на второй план, популярность библиотек уменьшается при увеличении роли средств электронной информации. Таким образом, особое значение должно придаваться формированию творческой личности будущего врача-стоматолога, способного к саморазвитию и самообразованию.

Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения. В этом плане самообучение как элемент самостоятельной работы студентов (СРС) является важной формой и основой образовательного процесса. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей студента. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученныхзнаний, адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самообучение реализуется:

  1. В процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

     

  2. В контакте с преподавателем вне аудитории– наконсультацияхпоучебным вопросам, при ликвидации задолженностей, привыполнениииндивидуальныхзаданий и т.д.

     

  3. В библиотеке, дома, в общежитии, накафедрепривыполненииучебных и творческих задач.

     

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а виды самообучения пересекаются. Также самообучение предполагает внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работынеобходимо, покрайнеймере, понимание учебного материала и творческое его восприятие. На младших курсах сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Лекторы часто преувеличивают роль логики в преподнесении материала и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо просматриваются внутри-и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, незакрепленныесвязями, имеют низкую «выживаемость».

Процесс самообучения студентов может быть активизирован устойчивой мотивацией. По нашим наблюдения и внутренними факторами, способствующими активизации самостоятельной работы, являются:

1. Полезностьвыполняемойработы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, при подготовке публикации, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, насколько необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

  1. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе, проводимой на кафедре.

     

  2. Введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деловые игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям стоматологической патологии, моделирование «реальных штатных и нештатных» клинических ситуаций с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсахнаучно-исследовательскихили реферативных работ и т.д.

     

  3. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительныеоценки, рейтинг, тесты). Этифакторы при определенных условиях вызывают стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента

     

  4. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (например, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно повышать оценку, а в противном случае – снижать.

     

  5. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

     

Главное в организации самообучения студентов заключается, на наш взгляд, не в оптимизации его отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудиториии в не ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь – уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самообучения – не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, т.к. снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

Возможны два основных направления построения учебного курса на основе самообучения студентов:

1.Увеличение роли самообучения в процессе аудиторных занятий (реализация этого пути требует от преподавателя разработки методики и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки).

2.Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время (основная трудность -это неготовность к данному виду деятельности как большинства студентов, так и преподавателей, причем как в профессиональном, так и в психологическом аспектах).

Внедрения методов самообучения способствует осмысленной и самостоятельной работе студента сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль здесь принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста-стоматолога.

При изучении дисциплины «Стоматология» самообучение представляет собой единство трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

     

  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

     

3. Творческая работа.

Виды внеаудиторного самообучения разнообразны:

подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы. При этом, студенту предоставляется право выбора темы;
выполнение разных домашних заданий (пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных моделей коммуникации, блок-схем и др.);
выполнениеиндивидуальныхзаданий, развивающих у студентов самостоятельностииинициативы. Индивидуальное задание получает как каждый студент, так игруппыстудентов;
подготовка к участию в научнотеоретических конференциях, олимпиадах идр.

Для развития положительного отношения студентов к внеаудиторным формам самообучения на каждом этапе необходимо доступно разъяснять цели работы, контролировать понимание студентами этих целей. Таким образом, постепенно формируется умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа в рамках дисциплины«Стоматология» реализуется при проведении практических занятий и во время чтения лекций. При чтении лекций непосредственно в аудитории преподаватель должен контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” ит. д. На семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Из различных форм самообучения для практических занятий наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры должна быть связана с конкретными коммуникативными проблемами. Цель деловой игры– в имитационных условиях дать студенту возможность отрабатывать полученные навыки общения. При проведении семинаров и практических занятий студенты выполняют СРС как индивидуально, так и малыми группами(творческими «бригадами»), каждая из которых разрабатываетсвойпроект(проблему, клиническую задачу, ситуацию). Выполненный проект (решение клинической задачи) затем рецензируется другой «бригадой» по круговойсистеме. Публичноеобсуждение изащита своего варианта повышают роль самообучения и усиливают стремление к его качественному выполнению. Таким образом, разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самообучения студентов. Это позволит организовать «проблемное обучение», в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя.