В 80 – 90-е годы ХХ столетия в процессе преподавания фармакологии вопросы социально ориентированного образования студентов носили фрагментарный, недостаточно аргументированный характер, что было связано с политическими преобразованиями в нашей стране. Это не могло не отразиться на социальной ориентации студенческой молодежи, ее взглядах на жизнь, мотивации к учебе и т.п.
Для восполнения пробела в этой работе в 2012 г. коллективом кафедры фармакологии Кубанского государственного медицинского университета в содружестве с Краснодарским филиалом МНТК “Микрохирургия глаза” им. акад. С.Н. Федорова, являющимся клинической базой университета, подготовлено специальное Руководство к практическим занятиям по фармакологии для студентов 2–4 курсов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического и фармацевтического факультетов медицинских и фармацевтических вузов, в котором наряду с учебно-методическим материалом по фармакологии впервые отражены особенности социального образования: воспитание духовности, соблюдение принципа историзма, использование новейших достижений в сфере обучения, компаративные факторы преподавания, компенсационный подход к использованию знаний. Эти особенности представлены в широко иллюстрированных Приложениях (I – III): “Некоторые важнейшие направления развития мировой и российской фармакологии и фармацевтической индустрии в XXI столетии”, “Краткие сведения об истории и учебно-методической, научно-практической и воспитательной работе кафедры фармакологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России и Краснодарского филиала ФГУ “МНТК “Микрохирургия глаза” им. акад. С.Н. Федорова Росмедтехнологии” в современных условиях”, “Некоторые аспекты социального, экономического и духовнонравственного развития Краснодарского края и республики Адыгея в условиях современной модернизации России”.
Подготовка отмеченных Приложений обусловлена вызовом времени – появлением и стремительным развитием отечественного социального образования в условиях модернизации России, котороепризваноспособствоватьраспространению научно обоснованных представлений о социальной динамике общества, о специфике и общности интересов различных социальных групп и слоев, о тенденциях изменения института образования.
Показано, что фармакология, как и другие медицинские дисциплины, находится в постоянном динамическом развитии. К настоящему времени имеется значительное количество лекарственных веществ (ЛВ), накоплен огромный материал, отражающий их фармакодинамику и фармакокинетику, молекулярные и субмолекулярные механизмы действия. Однако, несмотря на большой арсенал ЛВ и разносторонность их фармакотерапевтического действия, не всегда представляется возможным получить желаемый лечебный эффект. Кроме того, многие препараты имеют противопоказания к назначению, проявляют побочные явления. Исходя из этого, не прекращается поиски создание новых ЛВ, обладающих высокой специфической активностью и низкой токсичностью. В связи с успехами молекулярной фармакологии выдвигается на первый план биотехнология, связанная с биотехнологическим синтезом метаболитов и эндогенных биорегуляторов обменных процессов; используются самые передовые научные достижения, базирующиеся на открытиях в области современной физиологии и медицины, физики и химии; делается значительный упор на создание препаратов с использованием нанотехнологий и их адресную доставку в организме.
Весьма важной составляющей Приложений является изложение материалов, отражающих перспективы развития российской фармацевтической индустрии в XXI веке. В них проанализированы состояние лекарственного обеспечения населения страны, Стратегия развития российской фармацевтической промышленностидо2020 года, действенныемеры правительства Российской Федерации по ее реализации.
Как известно, социальное образование имеет четыре функции: три из них
– профессиональное, духовно-нравственноеикультурное– рассчитаныначеловека, четвертая – гуманитарная – на гуманизацию всего общества. Социальное образование включает в себя четыре основных аспекта: научно-исследовательский, прикладной, нравственный и духовный. Понятно, что без использования научных достижений в учебном процессе нельзя сформироватьпрофессиональные качества; без внедрения знаний, умений и навыков в практическую деятельность нельзя рассчитывать на способность выпускника вуза реагировать на стремительно меняющуюся социальную ситуацию в обществе; без соблюдения основных нравственных ценностей людей, представляющих область социальной работы, невозможно пользоваться доверием тех, кого они будут обслуживать; духовность как свойство личности является совокупностью всех ее черт, которые отражают предрасположенность человека действовать в социальной сфере. Социальное образование будущего врача имеет своей целью не только формирование профессиональных и нравственных качеств: речь идет о подготовке специалиста с таким типом поведения, который должен пользоваться авторитетом и доверием пациентов.
В Приложениях на примере Кубанского государственного медицинского университета показана гуманная компонента организации воспитания в условиях вуза, которая сводится к утверждению в поведении студента таких свойств духовности, как честь, совесть, достоинство, порядочность, способность сопереживать, испытывать сострадание, проявлять бескорыстие и человеколюбие, осуждать и отвергать жестокость, насилие, стяжательство. В этой части организация учебно-воспитательной работы вуза, вовлеченного в развитие социального обучения, совпадаетсфункциональным назначением религиозного воспитания – важнейшего социального инструмента цивилизации, от развития которого зависит и гражданский мир, и степень общественного согласия.
Духовность, как категория, отражающая социально-бытовыеотношения, содержит три начала: познавательное,нравственное, эстетическое. Взаимодействуя в сфере реальных отношений, они создают качества, обладающие и в светской, ив религиозной жизни ценностями, относящимися к разряду высших, – истину, добро и красоту внутренней и окружающей среды человека. Без преувеличения можно сказать: духовность способна вернуть России моральную силу и восстановить нравственность.
Таким образом, для подготовки высококвалифицированного и всесторонне развитого врача необходимо наряду с его специальной подготовкой включать разнообразные элементы социального образования. Как отмечает академик РАН В.И. Жуков: “Образование – всесильно, ибо оно дает обществу и могучую экономику, и высокую культуру, и справедливую свободу; только оно обеспечивает национальную гармонию и социальный прогресс”.
Такая методология организации учебного процесса, отражающая современную концепцию единства обучения и воспитания, служит благородной цели подготовки высококвалифицированного врача, провизора, человека, гражданина.