В связи с требованиями стандарта третьего поколения возникает необходимость по-новому рассмотреть специфику профессионально-педагогической деятельности учителя естественнонаучных дисциплин. При этом будем опираться на принятый в науке взгляд на деятельность специалиста [3, 7] и профессиональное становление личности [2, 4].
Деятельность, согласно [3], – это форма активного, целенаправленного взаимодействия с окружающим миром (включающим и других людей), отвечающего вызвавшей это взаимодействие потребности в чем-либо. Потребность есть предпосылка деятельности. Главными характеристиками деятельности являются ее предметность, целеположенность, опосредованность, мотивированность и продуктивность. Предметом профессионально-педагогической деятельности учителя естественнонаучных дисциплин является организация учебной деятельности учащихся, направленной на освоение ими социокультурного опыта как основы и условий собственного развития. Смена парадигмы обуславливает изменение цели деятельности учителя. При новой индивидуально-творческой парадигме образования, целью указанной выше деятельности является духовное и творческое развитие учащихся. Средствами педагогической деятельности служат научно-теоретические и практические знания учителя. Деятельность – это система действий, объединенных в единое целое побуждающим ее мотивом и направленных на достижение поставленной цели. Смысл деятельности определяется мотивом. Мотив связан с удовлетворением потребностей учителей. Результатом деятельности являются преобразования, как в самом человеке, так и в окружающем его мире. Продукт педагогической деятельности – это формируемый у учащегосяиндивидуальныйопытвовсейсовокупности его составляющих. Результат педагогической деятельности – становление и развитие учащегося как личности
[3, 7].
Педагогическая деятельность – это специфическая трудовая деятельности человека. При этом гражданственность и этика педагога определяют направленностьеготруда. Особенностьдеятельностиучителязаключаетсявтом, чтоонаявляется сложноорганизованной и состоит из нескольких взаимосвязанных между собой видов. Вид деятельности, согласно [6] – это обобщенная характеристика функциональной направленности труда специалиста. Взависимостиотцелейучитель осуществляет виды деятельности: педагогическую, деятельность в области предметной специализации, коммуникативную, управленческую, административно-хозяйственную, общественную.
Ведущей деятельностью учителя является педагогическая деятельность, которая имеет решающее начение в становлении его личности. Педагогическая деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Переход с одного уровня выполнения педагогической деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности [2].
Для выделения уровней продуктивности педагогической деятельности учителя воспользуемся классификацией Н.В. Кузьминой [5], согласно которой устанавливается пять уровней. Первый уровень репродуктивный, когда педагог умеет пересказать другим то, что знает сам. Второй уровень адаптивный, при котором педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории. На третьем уровне продуктивности – локально-моделирующем знания учащихся - педагог владеет стратегиями обучения, знаниями, умениями и навыками по отдельным разделам курса, позволяющим формировать педагогическую цель, ставить задачи, разрабатывать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения учащихся в учебно познавательную деятельность. Четвертый уровень системно-моделирующий знания учащихся, при котором педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков учащихся по дисциплине в целом. Пятый уровень системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся, при котором педагог владеет стратегиями превращения своей дисциплины в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Принимая данную классификацию за основу, следует констатировать, что часто учителя естественнонаучных дисциплин находятся на первых двух – трех уровнях продуктивности педагогической деятельности.
Следовательно, в современных условиях внедрения стандарта третьего поколения требуется ориентация профессиональной подготовки учителей естественнонаучных дисциплин не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование способности творчески решать задачи, возникающие в профессиональной педагогической деятельности. При этом главной задачей профессиональной подготовки учителя естественнонаучных дисциплин в университете становится обучение деятельному овладению гуманистической методологией творческого преобразования мира, гармонизации отношений в системе «человек – природа – общество», а не только обучение законам природы и общества.
Поиск и внедрение новых форм и путей передачи содержания профессионального образования сегодня связаны с необходимостью освоения будущими учителями ключевых компетенций, обеспечивающих продуктивность различных видов социальной и профессиональной деятельности. В условиях быстрого старения знаний основой профессиональной мобильности служит развитие определенных личностных качеств.
В литературе встречается достаточно обширный перечень новых требований к бакалаврам и магистрам, которые должны быть отражены в учебных планах учреждений системы образования и профессиональной подготовки. Обращает внимание различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков в зависимости от уровня образования (бакалавр или магистр). При этом общими требованиями к учебным планам являются:
-гибкость, обеспечивающая возможность специализации в широких областях, наличие предпосылок для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями мира труда и самой личности;
-содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, прежде всего в том его секторе, где формируются потребности в наиболее квалифицированных кадрах;
-обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;
-сочетать фундаментальную и инновационную подготовку [8].
Как известно, системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе служит модель выпускника вуза. Моделью выпускника может выступать описание того, к чему должен быть пригоден бакалавр (магистр), к выполнению каких функций он подготовлен, какими качествами обладает. Адекватность модели поставленной цели проявляется в том, что требования при описании модели выполнены в той мере, что достаточны для достижения цели.
Цель профессионального образования сегодня, согласно [1, 8], состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе. Поэтому востребованная многие годы квалификационная модель специалиста, жестко обусловленная объектом и предметом труда, постепенно вытесняется моделью профессионального облика бакалавра на компетентностной основе.
Таким образом, особенность естественнонаучного образования будущих учителей в условиях стандарта третьего поколения обусловлена необходимостью овладения современной методикой преподавания предметов с целью формирования у учащихся ключевых компетенций, готовности к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности (образовательной компетенции, предполагающей накопление интегрированных знаний с последующим применением на практике).
Согласно деятельностному подходу первичным является проявление такой стороны компетентности, как готовность к осмысленному осуществлению определенного вида деятельности. Профессиональное мышление учителя позволяет осмысленно самостоятельно осуществлять основные виды педагогической деятельности (обучающую, воспитательную, организационно-коммуникативную, научно-исследовательскую). Значит, оно, как важнейшее качество личности, является одной из основных характеристик педагогической компетентности учителя и успешности его профессиональной деятельности.
Для того, чтобы будущий учитель с обыденного уровня мышления перешел на научный, требуется побудить его использовать научные знания при решении как педагогических, таки естественнонаучных упражнений, для чего необходима определенная система логических задач. Логические задачи по естественнонаучным дисциплинам побуждают студентов к использованию имеющихся у них научных знаний при анализе проблемных ситуаций, применяемых как способы развития научного мышления. В дальнейшем приобученииввузеврезультатереализации системного, целостного, личностного и деятельностного методологических подходов у будущего учителя формируется устремленность к научному познанию любых явлений и в области естествознания, и в педагогике.
Реализация стандарта третьего поколения в высшем образовании (с учетом его главного предназначения – усиления практической ориентации образования) требует внимания к формированию предметно-ориентированногоаспектамышления учителя (мышления в области предметной специализации). Его особенность обусловлена, в основном, спецификой формысуществованияматерии(физической, химической, биологической), особенностью естественнонаучных знаний, их структуры и спецификой профессиональной деятельности. Эти особенности, бесспорно, должны развиваться, проявляться в компетентной деятельности и у будущих учителей-естественников.
Итак, критериями сформированности основных характеристик успешной профессиональной деятельности учителя являются умения, необходимые для владения предметом педагогической деятельности (умение проектировать, управлять педагогическим процессом и его отдельными звеньями, контролировать и оценивать результат), логические умения (в процессе усвоения предметных знаний), умения, касающиеся овладения исследовательским методом и решения характерных дляпедагогическогообразования методических задач.
Поскольку успешная профессиональная деятельность – многокомпонентное личностное образование со сложной структурой, постольку и подготовка студентовкпрофессиональнойдеятельности учителя в соответствии с требованиями стандарта является длительным процессом поэтапного осуществления целого ряда взаимосвязанных промежуточных целей. На содержание системы подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности учителя в соответствии с новым образовательным стандартом оказывают влияние источники знания(социокультурные, научно-педагогические, прикладные педагогические, методические, специально-научные предметные) с учетом принципов (фундаментализации, интеграции, инновационности профессиональной деятельности) и критериев отбора учебного материала.
В заключении подчеркнем, что в основе нашей системы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя в соответствии с требованиями стандарта третьего поколения лежит идея, предполагающая рассмотрение профессиональногомышлениякак качества личности учителя и ключевую системообразующую компетенцию педагога. Эффективность системы подготовки обеспечивается за счет интегрированных в структуру методов обучения (проектного, проблемного, исследовательского и др.) логических методов. Как писал Ю.К. Бабанский, вопрос о методах преподавания– этовопросологикеучебного процесса. Именно «логика, заложенная в методах обучения, инициирует мыслительную деятельность» и открывает путь к творчеству и саморазвитию будущего учителя.