Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Высокие темпы развития научно технического прогресса в медицине изменили требования к профессиональному уровню врачей, системе сертификации и аттестации медицинских кадров, выдвигая на первый план проблему совершенствования медицинского образования на градуальном и постградуальном уровнях. Опыт работы клинических кафедр медицинской образовательной среды показывает определенные недостатки подготовки специалистов первичного звеназдравоохранения, аименно -слабое владение практическими навыками [1]. Симуляционная форма учебного процесса, при котором обучаемый действует в специальносозданнойимитированнойобстановке, являетсянаиболееприемлемой. [2]. Главные качества симуляционного обучения -полнотаи реалистичность моделирования объектавопределеннойситуации, дающаявозможностьприобрести необходимыетеоретическиеипрактические знания, отрабатывать конкретные навыки, не нанося ущерб здоровью человека. [3]. Безусловно, наиболее актуальной областью медицины, где данный обучающий метод может и должен применяться, является скорая и неотложная медицинская помощь [4-6].

Цель исследования: оценка эффективностиусвоенияпрактическихнавыков врачами амбулаторно-поликлинического уровня после симуляционного обучения методике «Сердечно-легочной реанимации» (СЛР) на факультете постдипломной подготовки.

Материалы и методы. Изучение эффективности симуляционного обучения методике СЛР в «Центре практических навыков» было проведено у 154 врачей первичного звена здравоохранения: 75

-общей врачебной практики (20 мужчин и 55 женщин) со средним возрастом 45,2±2,6 лети 79 -терапевтов (18 мужчин и 61 женщины) со средним возрастом 48,6±2,4 года.

Объем базового учебно-методического модуля по теме «Сердечно-легочная реанимация» включал 12-часовую подготовку: 4 часа лекций, 6 часов практическихзанятий и 2 часа итоговойаттестации.

Цикл последовательного обучения состоял из несколько этапов:

1) анкетирования врачей для выявления исходного уровня знаний и навыков проведения СЛР,

2) наглядной теоретической подготовки в виде лекций и семинарских занятий с использованием презентаций,

3) практического освоения алгоритма выполненияСЛР иотработки манипуляций под руководством преподавателя в фантомном классе кафедры и «Центре практических навыков» с обсуждением ошибок и последующим самостоятельным закреплением техники,

4) экзамена с раздельной оценкой итоговых теоретических знаний и практических навыков.

На практических занятиях техника СЛР отрабатывалась с учетом четкого алгоритма выполнения последовательных манипуляций [7] на тренажерах «Максим-III» с адаптированной индикацией правильности выполнения приемов всоответствии с заданными тестовыми режимами (ОАО «Медиус») и компьютеризированном манекене Ambu Man С фирмы AMBU (Дания). Элементы СЛР осваивались раздельно вдвоем или одним человеком. Для самостоятельного закрепления курсантами техники СЛР отводилась 1/3 часть времени практического занятия. Эффективность усвоения практических навыков с использованием симуляционной методики СЛРоценивалась по результатам экзамена с учетом количества положительных теоретических ответов на итоговом компьютерном тестированиии выполнения алгоритма СЛР, исходя из рекомендованных нормативов [7]. Критериями правильного (нормативного) усвоения методики СЛР являлись безошибочная последовательность действий и выполнение следующих технических приемов: 1) глубины компрессий грудной клетки(4-5 см.), 2) частот компрессий идекомпрессий (примерно 100/минуту), 3) соотношения времени компрессии/декомпрессии (1:1), 4) соотношения компрессий/дыхания(30:2), 4) времени выполнения 5 циклов (140-160 сек.).

Результаты изучения исходного уровня знаний и навыков проведения СЛР показали удовлетворительный (и выше) и приблизительно одинаковый уровень теоретической подготовки как врачей ОВП (75,2±4,9%), так и врачей терапевтов (62,4±5,7%, p>0,05). Информация о европейских рекомендациях 2007 г. была известна только 32 врачам ОВП (42,7%) и 24 терапевтам (30,4%). Результаты исходного компьютерного тестирования и алгоритма и техники выполнения СЛР при симуляционной клинической смерти обнаружили довольно низкую частоту удовлетворительных оценок-у37,3% врачей ОВП и у 26,2% врачей терапевтов. Если ранжировать по частоте ошибки при проведении манипуляций СЛР, то их можно выстроить в следующей последовательности: введениеS-образного ротоглоточного воздуховода (68,2%), выполнение приема Сафара (58,8%), соотношение компрессий и дыхания (54,6%), неправильное положение рук (36,8%), неверная точка компрессий на грудной клетке (36,0%) и отсутствие правильной последовательности действий(25,8%).

После проведенного обучения итоговое тестирование показало достоверное увеличение частоты правильных ответов по сравнению с исходной как у врачей ОВП (с 75,2±4,9% до 88,2±3,8%, р<0,05), такиуврачей терапевтов (с 62,4±5,7% до 82,4±4,3% знаний; р<0,05). На итоговом экзамене успешно справились с симуляционной задачей 95% врачей ОВП и 92% терапевтов. При этом курсанты правильно выполняли алгоритм базовой СЛР без существенных ошибок. При сравнительном анализе правильности выполнения элементов методики СЛР между врачами ОВП и терапевтами достоверных отличий получено не было: глубина компрессий грудной клетки - 88,6% и 87,4%; частота компрессий грудной клетки - 87,2% и 83,4%; правильная скорость и глубина искусственного дыхания - 89,2% и 88,6%; соотношение компрессий и дыхания(30/2) - 96,4% и 95,5%; время выполнения 5 циклов – 145,0 сек. и 142,6 сек., соответственно. В то же время, при сравнении данных исходного тестирования навыков и экзаменационного выполнения комплекса СЛР на манекене в общей группе врачей отмечено достоверное улучшение(р<0,05) итоговых результатов по основным показателям: глубина компрессий грудной клетки- 88,0% против 53,2%; частота компрессий-декомпрессий грудной клетки -85,3% против 54,8%; скорость и глубина искусственного дыхания - 88,9% против 52,1%; соотношение компрессий/дыхания (30/2) - 95,9% против 46,3%; времявыполнения 5 полных циклов -уменьшилось с 209,8 сек. до 143,5 сек.

Таким образом,проведение последовательного (поэтапного) симуляционного обучения методике сердечно-легочной реанимации позволяет в короткие сроки повысить эффективность теоретической и практической подготовки курсантов. Возрастающие квалификационные требования к врачам первичного звена здравоохранения диктуют необходимость включения симуляционного обучения СЛР в программу сертификационных циклов с обязательным освоением необходимых манипуляций в «Центре практических навыков» КубГМУ.