Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

К моменту поступления в вуз юноши и девушки имеют за плечами богатый опыт манипулирования родителями и учителями. Ближе к сессии преподаватель сталкивается с настоящей манипулятивной атакой недобросовестных студентов.

Как правило, долгосрочной манипулятивной целью студентов является получить положительную оценку на экзамене илизачет. Краткосрочные, промежуточные цели: удачно пройти текущий этап обучения, не утруждая себя при этом должной подготовкой. Манипуляция студента может также носить характер «развлечения», «разрядки», «самоутверждения».

Эти выводы подтверждают мысль Е.В. Сидоренко о существовании двух видов манипуляции: гедонистической и прагматической [3].

Прагматическая манипуляция направлена на достижение определенной цели, чтобы добиться выигрыша (заставить адресата получить что-либо, принять, от чего-либо отказаться и т.п.).

Гедонистическая манипуляция совершается ради той эмоциональной реакции, которую манипулятору удается вызвать у адресата. В некоторых случаях манипуляция выступает как ответ на неадекватные, с точки зрения студента действия преподавателя.

Манипулирование -это частный случай скрытого управления, осуществляемого инициатором в его личных целях, противоречащих интересам адресата воздействия [4, 5]. Поэтому модель скрытого управления является, в частности, и моделью манипуляции. Модель манипулятивного влияния: сбор информации об адресате + вовлечение в контакт (приманки) + использование фоновых факторов (доверие к инициатору, его высокий статус, симпатия кнемуит. п.) + мишени воздействия + побуждение адресата к активности [2].

Приведем некоторые приемы манипуляций студентов, наиболее часто встречающихся в практике обучения, по В.П. Шейнову:

Первый тип манипулирования: в качестве мишеней воздействия используются личностные свойства и качества преподавателей, которые самими носителями рассматриваются как положительные: доверчивость, доброта, отзывчивость и т.п. Студенты «давят на жалость» -вызывают у преподавателя чувство сочувствия, сострадания, рассказывая о проблемах личного, семейного, характера и т.п. Рассказывают «легенды» -отпрашиваются с занятий под надуманным предлогом. Списываютназанятиях, используяшпаргалки и другие средства (телефон, интернет, плеер, фотоаппаратит.п.). Поройстуденты приводят ложные причины плохой подготовки(полнойнеподготовленности) к занятию: «рассказывают небылицы, почему не готовы» («поломка транспорта», «отключили электричество», «не нашла нужный материал», ит.п.).

Второй тип манипулирования: мишень воздействия на преподавателей – их потребность в самоутверждении и в положительных эмоциях. Для этого некоторые студенты стараются произвести впечатление на преподавателя не своими знаниями, а используют внешность, одежду, порой даже флирт. Поддерживают интерес на интересующую педагога тему (пытаются пошутить, запутать его, перевести тему разговора, задавая вопросы про семью, о положении в стране и мире и др.). Пытаются «пустить пыль в глаза», восхищаясь педагогом: «Как вы хорошо выглядите», «Нам нравятся ваши занятия», «Такого классного преподавателя еще не было» и др. Создают чувство общности с преподавателем: говорят так, как он (употребляя его выражения и терминологию), копируют манеру поведения и т.п.

Третий тип: мишень воздействия – неспособность некоторых преподавателей противостоять психологическому давлению. Оказывают коллективное давление на преподавателя: «вся группа просит не проводить занятие», «начинают балаган», «договариваются всей группой не отвечать». Некоторые студенты уговаривают назойливо повторяя свою просьбу. Используют угрозы преподавателю, шантажируют родителями, самоубийством и т.д. Порой студенты стараются вывести преподавателя из состояния эмоционального равновесия: мешают преподавателю проводить занятия, создают шум в группе, пытаются скомпрометировать, провоцируя, даже унижая его в глазах окружающих.

Четвертый тип: мишень воздействия– конформизм некоторых преподавателей. Прибегают к посреднической помощи родственников, знакомых, преподавателей. Сравнивают с самыми слабыми студентами, которые получили зачет. Напоминают преподавателю об обещаниях, которых он на самом деле не давал, апеллируя к его чести: «Вы же обещали, так не честно», давят на самолюбие: «Вы же справедливый преподаватель и не будете…» и др.

Пятый тип: мишень воздействия -некоторые установки преподавателей. Изображает «заинтересованность» предметом, создавая имидж «хорошего студента». Вынуждают преподавателя самого выполнить задание или ответить на вопрос, и педагог сам того не замечая, отвечает на вопрос. Демонстрируют преподавателю глубокие познания по изучаемому предмету с целью обнаружить пробелы в знаниях самого педагога [4].

Студенты пытаются манипулировать на таких качествах преподавателя, как доброта (доброжелательность), хорошее (доброжелательное, демократическое) отношение к студентам, мягкость характера, чувство сопереживания, отзывчивость, сочувствие, сострадание, вера в искренность студента, лояльность, жалость и др. Отметим крайне опасную особенность некоторых студенческих манипуляций: они эксплуатируют в основном такие качества и свойства личности педагога, которые являются для последнего профессионально значимыми. Опасность этих манипуляций заключается в том, что, будучи многократно обманутым, преподаватель может утратить эти качества.

Инициатор манипулирования, безусловно, обладает немалыми преимуществами хотя бы в силу того, что у него есть возможность подготовиться и ему принадлежит первый ход. Однако потенциальной «жертве» манипуляции, обладающей способностью вовремя распознать угрозу, эти преимущества – внезапность, высокий темп, спланированное выгодное распределениепозиций – достаточно легко нейтрализовать. В силу этого изучение манипуляций дает больше преимуществ защищающимся от них, а не манипулирующей стороне.