Концепция развития здравоохранения в России требует подготовки высококвалифицированных кадров. Современное медицинское образование должно гарантировать подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем компетенций. Профессиональная компетентность будущего врача – это совокупность знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и к коллегам на работе, направленных на личностное и профессиональное совершенствование (И.Е. Булыгина, 2009). Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения призваны обеспечить формирование надлежащих компетенций и их преемственность в послевузовский период подготовки. Приоритетной задачей современной системы образования является создание условий для улучшения качества процесса обучения. Важное условие повышения качества образования -внедрение компетентностного подхода, позволяющего формировать базовые и профессиональные компетенции. Под профессиональной компетентностью выпускника медицинского вуза понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Поэтому компетентность каккомплексная характеристика студента является важным показателем качества образования и педагогического процесса в вузе.
Патологическая анатомия, являясь фундаментальной медико-биологической наукой, занимает ведущее место в подготовке высокопрофессиональных врачей всех специальностей. Преподавание на кафедре патологической анатомии КубГМУ имеет клинико-анатомический подход и направлено не только на накопление информационных знаний, но и на формирование врачебного мышления.
Целями курса патологической анатомии в медицинском университете является изучениекак общепатологических процессов, так и структурных основ болезней, их этиологии, патогенеза, морфогенеза, осложнений, исходов, патоморфоза, задач и принципов организации патологоанатомической службы. Для решения диагностических иисследовательских задач в патологической анатомии применяются макроскопические и микроскопические методы (световой, фазово-контрастный, люминесцентный, поляризационный и др.), методы электронной микроскопии, иммуногистохимии, молекулярной биологии.
Согласно требованиям учебной программы по патологической анатомии студент должен уметь описывать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм, давать заключение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях. Важное место в системе подготовки высококвалифицированных врачебных кадров занимает самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Безактивнойдеятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего врача.
Студенты и преподаватели медицинских вузов знают, насколько важна при обучении наглядность преподавания. Изучение строения человеческого организма при различных заболеваниях невозможно без натуральных препаратов, демонстрирующих структурные изменения органов при патологии. На кафедре работает музей макропрепаратов, изготовленных сотрудниками кафедры, практическими врачами и студентами в разные годы. Более 400 макропрепаратов используются в качестве иллюстративного материала на практических занятиях студентов 2, 3 и 6 курсов. Музейные макропрепараты систематизированы по следующим разделам: некроз, дистрофии, расстройства кровообращения, воспаление, опухоли, болезни сердечнососудистой системы, болезни органов дыхания, туберкулез, болезнижелудка, болезнипечени, болезни почек, орофациальная патология. Студенты посещают музей как во время проведения практических занятий, так и во внеурочное время с целью самоподготовки. Во время практических занятий преподаватели демонстрируют тематические макропрепараты. Каждое посещение музея стимулирует познавательную активность студентов, вызывает интерес к препарированию, самостоятельному изготовлению препаратов.
Важное место во внеаудиторной самостоятельнойработестудентовотводится учебно-исследовательской работе студентов (УИРС), направленной на приобретение определенных практических умений и навыков. Исследовательская работа требует от студента большей самостоятельности в учебном процессе, способствует более глубокому усвоению программного материала, приобретению не только определенного объёма знаний, но и устойчивых навыков их практического применения , а также для многих является своеобразной ступенькой на пути к будущей научно-исследовательскойдеятельности.
На кафедре патологической анатомии одной из форм УИРС является самостоятельное изготовление макропрепаратов. Кроме того, под руководством преподавателей студенты проводят реставрацию экспонатов музея. По изготовленным макропрепаратам студенты готовят тематические доклады, мульмедийные презентации. Проводится конкурс на лучший макропрепарат, изготовленный руками студентов.
При описании морфологических изменений представленных макропрепаратов студенты используют определенную схему, включающую важные показатели исследуемого органа, такие как:
-изменения формы органа, наличие деформаций, размеры органа, толщину стенок органа;
-характер поверхности органа, вид органа на разрезе;
-размеры (см), локализацию патологического очага, наличие очаговых или диффузных изменений органа, форму (круглая, овальная, конусовидная, неправильная), цвет, консистенцию, границы, наличие капсулы вокруг очага.
В заключение студент должен назвать патологический процесс заболевания, основываясь на патологических изменениях в органе, перечислить причину, морфологическую динамику процесса, микроскопические признаки названного патологического процесса, клиническое (функциональное) значение, исходы, осложнения, возможные причины смерти.
Таким образом, в реализации компетентностного подхода, как основного принципа новых федеральных государственных образовательных стандартов, работа сотрудников кафедры направлена на обеспечение развития практических умений. Изготовление, реставрирование макропрепаратов в рамках учебно-исследовательской деятельности расширяет кругозор студентов, приобщает их к самостоятельной творческой деятельности, повышает интерес к учебе, создаёт предпосылки для их вовлечения в активную исследовательскую работу.