В настоящее время человечество достигло такой стадии развития, когда антропогенное воздействие на окружающую среду приобрело необратимый характер, резко обострились противоречия между возрастающими потребностями общества и оскудевающими возможностями природы. Так, по данным Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, представленными в докладе «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2011 году», суммарныйобъемвыбросов загрязняющих веществ, поступивших в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников в 2011 г. на территории Краснодарского края, составил 654,132 тыс. тонн, что на 33,156 тыс. тонн больше, чем в 2010 году. Остается актуальной и проблема негативного влияния на окружающую среду отходов, их образования, хранения, обезвреживания, переработки. Всеговкраенакопленооколо 8900,0 млн. тонн токсичных промышленных отходов. Полигоны и свалки края не отвечают современным санитарным и экологическим требованиям, и в результате их неправильной эксплуатации быстро переполняются.
Для того чтобы реально оценить результаты своего воздействия на окружающую среду, человек должен быть в достаточной степени экологически образованным. Внастоящеевремяостановить нарушение законов экологии можно только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а этовозможносделать, преждевсего, через образование и выработку экологического мышления. По определению толкового словаря обществоведческих терминов (Яценко Н.Е., 1999), новое экологическое мышление-этовсеобщеепонимание, что безопасное существование и развитие человечества возможно только при условии восстановления экологической чистоты его среды обитания и гармоничного взаимодействия с ней.
Экологическое образование и воспитание являются важнейшей государственной задачей. В формировании экологически ориентированного сознания человека, с нашей точки зрения важнейшим этапом является начальное семейное воспитание любви к природе. Как известно, детский ум -это открытая книга, и если в ней будет прописано бережное отношение ко всем её дарам и образуется динамический стереотип сохранения её в чистоте – это будет гарантией формирования экологического мышления и экологической культуры человека.
В Федеральном Законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (статья 3) сказано, что организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры является одним из основных принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации всех уровней. Подчеркнута необходимость создания единой системы всеобщего и комплексного экологического образования, включающей дошкольное и общее образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование, а также распространение экологических знаний через средства массовой информации (статьи 71, 72).
В настоящее время в систему высшего образования России внедрены новые Федеральные государственные образовательные стандарты. Результаты профессиональной подготовки студентов медицинских вузов предполагают, что врач при постановке диагноза, при выборе тактики лечения и проведении профилактических и реабилитационных мероприятий должен уметьустанавливать связь между здоровьем людей и состоянием окружающей среды, уметь прогнозировать влияниесредыназдоровьечеловека. Учитывая тенденцию к ухудшению качества окружающей среды, экологический компонент в профессиональной подготовке студентов-медиков будет значимым для их последующей профессиональной деятельности.
Вместе с тем, дисциплины экологической направленности отсутствуют в ФГОС по всем медицинским специальностям (лечебноедело, педиатрия, стоматология, медико-профилактическоедело), за исключением фармации, где предусмотрена дисциплина «Основыэкологиии охраны природы». Таким образом, ФГОС вступает в противоречие с Федеральным Законом, выводя будущих врачей из системы комплексного экологического образования.
В то же время, как показывают наши наблюдения и педагогический опыт, у значительной части студентов-медиков сформированность экологического мышления находится на низком или среднем уровне. Доминирующей установкой в отношении природы у будущих врачей является прагматическое отношение к окружающей среде; не сформировано представление об экологической составляющей подготовки врача; отсутствуют навыки оценки экологических рисков.
Выполнение законодательства РоссийскойФедерацииповопросампреподавания экологии у студентов медицинских вузов может быть связано с вариативной частью ФГОС.
В соответствии с ФГОС при подготовке специалиста с высшим образованием, кроме базовой (обязательной) составляющей, предусмотрена вариативная часть, устанавливаемая вузом и дающая возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяющая студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Вариативная часть должна включать дисциплины по выбору. Мы считаем, что с целью формирования у выпускников разных факультетов экологического мышления одной из таких дисциплин должна быть «экология человека» или «медицинская экология».
Сотрудниками кафедры гигиены с экологией Кубанского государственного медицинского университета разработаны учебные программы,предусматривающие подготовку будущих врачей по вопросам медицинской экологии и региональной экологии Краснодарского края в объеме 72 часов. В рамках указанных дисциплин предусмотрено изучение закономерностей влияния комплекса природных и социально-экологических факторов окружающей средына здоровье населения, на возникновение и распространение болезней человека, а также углублённое изучение региональных особенностей состояния окружающей среды Краснодарского края и состояния здоровья населения в связи с экологической обстановкой.
Преподавание данных дисциплин направлено на формирование экологического компонента профессиональной компетентности будущего врача и выработку у студентов медиков нового экологического мышления.