На кафедре терапевтической стоматологии на протяжении многих лет студенты выполняют научно-исследовательскую работу «Совершенствование диагностических и лечебно-профилактических мероприятий при патологии полости рта». Работа выполняется по плану, разработанному на кафедре, и включает в себя следующие разделы: литературный обзор данных по современному состоянию проблемы, описание методов исследования, изложение результатов собственных исследований, анализ полученных результатов, вероятная возможность применения напрактике. Глубокие познания в области стоматологии крайне важны врачу стоматологу независимо от того, по какой специальности он в последствии будет работать (терапия, хирургия, ортопедия, ортодонтия, стоматология детского возраста). Приобретенные практические навыки в процессе выполнения НИР помогают студентуграмотноосмыслить результаты клинико-лабораторных исследований, которые он в своей дальнейшей профессиональной деятельности будет назначать пациентам. Необходимость изучения литературных данных в процессе подготовки и оформления НИРС развивает умение работать с научной литературой. Анализ результатов собственных исследований способствует формированию у будущего врача клинического мышления.
Ежегодно в работе СНК кафедры принимают участие около двадцати студентов. На первом заседании кружка мы информируем студентов о критериях оценки докладов, одобренных Ученым Советом стоматологического факультета. Доклады оцениваются по трем направлениям: студенческая научно-исследовательская работа, внедрение современных технологий, реферативные сообщения. Критериями оценки докладов являются степень личного участия, актуальность темы, владение студентом излагаемого материала, четкость и доступность изложения, соблюдение регламента, наглядность презентации. В течение года студенты занимаются как самостоятельно, так и под руководством наставника. На заседаниях кружка студенты сообщают о своих результатах. Первоначально продолжительность сообщения не ограничена. Студенты активно участвуют в обсуждении доклада, высказывают свои замечания, пожелания. На каждом заседании кружка регулярно принимают участие преподаватели кафедры, ординаторы, аспиранты со своими сообщениями, презентациями, мастер-классами. Таким образом, студенты получают дополнительные знания по дисциплине, кроме того, учатся ораторскому мастерству: как правильно отвечать на поставленные вопросы, отстаивать свою точку зрения. В результате у них появляется желание углублять свои знания, совершенствовать мануальные навыки. На предпоследнем заседании кружка проводится отбор докладов на ежегодную научно-практическую конференцию Студенческого научного общества имени профессора Н.П. Пятницкого при участии заведующего кафедрой. Активность наших студентов столь велика, что идут жаркие споры какой доклад и выступление лучше. Остальные студенты имеют возможность опубликовать результаты своей работы в виде тезисов.
Показателем активности НИРС является то, что в течение последних двух лет призовые места на студенческих конференциях доставались студентам, которые представляли научные доклады от кафедры терапевтической стоматологии. Кроме того, в результате научной работы был оформлен патент на полезную модель «Эндодонтический фантом для выполнения лечебных манипуляций», получен грант в результате участия в конкурсе проектов НИОКР в рамках программы « У. М. Н. И. К.». Самые активные и подготовленные студенты ежегодно принимают участие во Всероссийских олимпиадах, конференции Юга России, занимая призовые места.
Такие результаты стали возможными благодаря тому, что студенты учились мыслить, видеть, находить решения самостоятельно, проводить активный литературный поиск, поиск новых решений, учились четко аргументировать свои заключения, ораторскому мастерству. Большой эмоциональный подъем в период подготовки научной работы приводил к активизации скрытых возможностей студентов, в результате чего менялось отношение к себе и окружающему миру, повышалась социальная активность. Все это в комплексе повышает мотивацию к более глубокому изучению дисциплины. Активные участники работы студенческого научного кружка, как правило, в дальнейшем поступают в ординатуру, аспирантуру, защищают диссертации, становятся преподавателями кафедры или ведущими специалистами в практическом здравоохранении.
Таким образом, предложенный подход к обучению студентов способствует индивидуализации учебного процесса и является мощным мотивационным фактором повышения качества образования.