На современном этапе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования признано повышение качества профессионального образования, втом числемедицинского.
Динамика развития современного общества диктует необходимость непрерывного образования человека на протяжениивсей егожизни. Именно поэтому в основеконцепцииобразования, принятой в Российской Федерации, лежит принцип непрерывности, который предполагает органическую связь и последовательность специальной профессиональной подготовки. Принцип преемственности предусматривает такую организацию изучениямедицинскогопредмета, прикоторой, ранее изученное органически связывается и в комплексе применяется для теоретическогоосвоенияипрактического применения нового материала.
Все выше сказанное касается и такого раздела медицины как стоматология. Одной из серьезных особенностей переходас томатологической службы к рыночным отношениям явилось резкое изменение потребности в стоматологах, их подготовке в вузе и постдипломном обучении.
Терапевтическая стоматология является одним из самых объемных разделов стоматологии, поэтому принцип преемственности должен осуществляться на всехэтапахизученияданнойдисциплины во время обучения в вузе, интернатуре и ординатуре.
Основные знания и практические умения по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению заболеваний зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта студенты получают на 2-5 курсах при обучении на кафедре терапевтической стоматологии. Для этого мы постоянно совершенствуем лекционный материал, пересматриваем методические рекомендации по всем разделам курса, обновляем наглядные пособия, таблицы, изготавливаем новые стенды. Для сохранения принципа преемственности тематика отдельных практических занятий на кафедре терапевтической стоматологии строится совместно с кафедрами фармакологии, терапии, военной и экстремальной медицины.
Следующим этапом обучения выпускников после получения диплома является прохождение интернатуры. Целью обучения в интернатуре является систематизация всего объема знаний, полученного на додипломном этапе обучения, совершенствование практических навыков в объеме амбулаторного стоматологического приема, отработка навыков неотложной стоматологической помощи по всем нозологическим формам. Профессиональная подготовка по стоматологии в интернатуре включает в себя цикловое практическое обучение по четырем стоматологическим дисциплинам: терапевтической, хирургической, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста.
В соответствии с новой рабочей программой по подготовке врача-интерна на первом этапе прохождения цикла «Терапевтическая стоматология», врачиинтерны повторяют теоретический материал, пройденный ими в вузе, а также изучают новый, с учетом все возрастающего потока информации по данному разделу стоматологии на лекциях (24 часа) и семинарских занятиях (48 часов); 36 часов отводится на самостоятельную подготовку врачей-интернов.
Прочное усвоение обширной учебной программы поподготовке врача-стоматолога невозможно без умения обучаемого самостоятельно работать. Поэтому самостоятельная работа интерна является важнейшей формой и неотъемлемой составной частью учебно-воспитательного процесса на кафедре. Преподаватель «лишь определенным образом организует познавательную деятельность обучаемых. Но познание осуществляет самобучаемый» [1].
После углубленного изучения методологических, клинических и медико-социальных основ терапевтической стоматологии следующим этапом обучения врача-интерна на кафедре является формирование умений и навыков самостоятельной практической деятельности.
Основной возможностью совершенствования практических навыков, полученныхприобучениивВУЗе, дляврачей-интернов является самостоятельный прием пациентов с различной патологией полости рта. В клинической интернатуре преподаватели имеют возможность не только постоянно контролировать самостоятельную деятельность интернов, но и корригировать ее. Ежедневный контроль практических навыков, подробный разбор тактики ведения больного и правил ведения документации являются действенными методами обучения и контроля подготовки врача-интерна.
При прохождении раздела терапевтической стоматологии в постдипломном обучении на кафедре учитывается необходимость подготовки специалиста общего профиля. Поэтому, осуществляя принцип преемственности с другими разделами стоматологии, на кафедре терапевтической стоматологии подготавливают специалистов, которые были бы способны «обследовать больного и установить диагноз, составить план лечения и профилактики, реализовать этот план либо самостоятельно, либо с помощью коллег, взять на себя полную ответственность за больного, результаты лечения, период реабилитации» [2].
Следующим этапом постдипломного обучения может быть ординатура. Основной целью обучения в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированного специалиста для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики.
Целью ординатуры является достижение врачом автоматического выполнения той или иной манипуляции: когда исчезает сознательный поэтапный контроль процедуры выполнения навыка, наблюдается выработка клинического мышления и совершенствование теоретических знаний. Врачи-ординаторы2-гогодаобучения привлекаются к научно-исследовательской работе, что способствуют развитию аналитического и творческого врачебного мышления, развитию инициативы.
Обобщая все сказанное выше, можно сделать заключение, что принцип преемственности на всех этапах обучения врача-стоматолога позволяет формироватьтакиекачества, как профессионализм и компетентность. А профессиональная врачебная компетенция определяется как «ряд процессов в профессиональной врачебной практике, основанных на знаниях, умениях, которые необходимы для того, чтобы профессиональные действия соответствовали и отвечали потребностям в любое время (определение Каталонского комитета по медицине и сопутствующим специальностям, Испания, 2000).