«Динамика модернизационных процессов в образовании в правильном направлении может быть обеспечена через создание акмеологической среды в национальной системе образования на основе законов фундаментальной акмеологии» [4, c.54]. Спецификой образовательного процесса подготовки бакалавров и магистров является достижение акме-результата, обеспечивающегося акмеологической направленностью способов развития способностей как свойства акмеологичности. Акмеологичность есть «признак вершинности в реализации творческого потенциала социального субъекта и свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремлённость к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве…» [1, c.29].
Акмеология образования своей основойимеетпринципвершинностивличностно-профессиональной самореализации специалистов как субъектов образования и самообразования. Принцип вершинности означает устремление в будущее специалиста, социально ответственного за выполнение социального заказа на основе личностно-профессиональной компетентности. Реализация преподавателем вуза принципов акмеологичности в процессе подготовки специалистов связана, прежде всего, с компетентностью как акме-результатом обучения, которая «относится к субъекту деятельности» как «приобретениеличности, благодарякоторому человек может решать конкретные задачи [5, c.15].
Учёные-акмеологи рассматривают личностно-профессиональное «акме» как совокупностьпринциповакмеологичности (С.Д. Пожарский и другие). Первый принцип акмеологичности – достижение наивысшего совершенства в профессиональной деятельности. Модернизация при этом связана с анализом реального уровня профессионализма на данный момент и готовностью к преобразованию, т.е. переходу на более высокий уровень мастерства. Второй принцип акмеологичности – это процесс самосовершенствования специалиста, ориентация на слияние персонального и социально-значимого результатов деятельности. Третий принцип акмеологичности – гармоничность как значимая целостность свойств специалиста в четырёх ипостасях, по Б.Г. Ананьеву, как индивида, личности, индивидуальности и субъекта деятельности.
Развитие свойства акмеологичности у субъектов образования вуза предполагает оптимальное сочетание теоретико-и практико-ориенированных подходов к обучению и воспитанию. Это обусловливает необходимость решения проблемы разработки и усовершенствованияакмеологическойтеориисаморазвития и самодвижения субъектов образования и самообразования к вершинам продуктивностидеятельности: преподавателя – к вершинам профессионализма научно-педагогической деятельности, обучающегося – к продуктивности будущей профессионально-производственной деятельности. При этом важнейшим условием является усиление роли интерактивного обучения акмеологическими способами, методами, актуализирующими самостоятельность нестандартных решений обучающимися учебно-исследовательских заданий. Как показывает наша практика, «эффективными являются:
1) метод логико-смысловой терминологической систематизации глоссария в рамках изучаемого курса…»;
2) метод «акмеологической сенектики – творческого фантазирования на заданную тему, составления проекта;
3) составление «акме-эссе» на заданную тему, составление интервью, диалогов акмеологической направленности» [2, c.193].
Акмеологичностькакфактормодернизации образовательного процесса вуза предполагает определённый критериальный подход. Н.В. Кузьмина, основатель современной науки акмеологии образования, пишет: «Критерий качества модернизации образования в конкурирующем мире и прогноз эффективности представителейтрёхстрат (базовых, управления, исследования) в соответствии с единым критерием качества образования (ЕККО)
– повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции, создаваемой выпускниками национальной системы образования (НСО)» [3, c. 9].
Акмеологичность как проблема образования и его модернизации осуществляетсяспозицийакмеологического подхода, включающего системный, личностно-ориентированный, субъектно-деятельностный.