Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Динамика социальных процессов и культуры в современном мире позволяет заключить, что инновации как способ развития социума выступают главной доминантой прогресса. В жизни современного общества способность к нововведениям становится фактором и условием выживания локальных обществ и культур. Это и естественно, так как мировая конкуренция в сфере обладания материальными и человеческими ресурсами стимулирует социальныеобщностикразработкеипринятию новых идей, проектов и теорий. В этих условиях резко меняются образовательные парадигмы и системы ценностных ориентиров. Трансформации подвергается педагогическое пространство в целом, заполняясь информационными технологиями, инновационными проектами, новыми методологическими и методическими подходами, ориентированными на развивающееся и компетентностное обучение. В то же время следует признать, что, во-первых, система образования как явление в культуре отличается традиционализмом; во-вторых, без сохранения педагогических традиций ее модернизация не только не даст положительных результатов в деле воспитания и формирования профессионально значимых личностных качествспециалиста, но приведет всю систему к катастрофическому состоянию; в третьих, глобализация, ориентируя общества к принятию европейских стандартов, обуславливает необходимость учитывать ментальные традиции и специфику локальных культурных образований.

Традиции, как и новации, обладают высокой аксиологической значимостью. Они интегрируют общественные образования, позволяют сохранять их целостное единство, через традиции усваивается и транслируется социальный опыт как основа дальнейшего развития социума, через традиции оценивается прошлое и проектируется будущее. Изучая сферу науки, известный английский физик и исследователь истории науки Дж. Бернал подчеркнул: «сознательно или бессознательно ученые обязательно руководствуются опытом, почерпнутым из общего фонда человеческой культуры. Когда это происходит бессознательно, такая зависимость традиции будет слепой и приведет лишь к повторению опыта, более ранних попыток и решений, которые в силу изменившихся обстоятельствсталибесполезными. Еслиэто делается сознательно, такое применение традиции должно привлечь за собой более глубокое знание. Необходимо изучать прошлое для достижения возможности понимания настоящего и управления будущим». [1, с.75]. Диалектическое единство традиций и новаций выступает основным законом модернизации всех сфер общественной жизни, включая и образование. Рассматривая этот закон, В.В.Краевский отметил:«Инновацииитрадиции -этодва полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогическойнаукиипрактики. Однако, еслиполяризация мнений, взглядов и концепций «зашкаливает», становится запредельной, приходится говорить уже о педагогическомэкстремизме. Однойиххарактеристик научного знания является его кумулятивность, т. е. опора на ранее полученные научныерезультаты, которыеученыйнеимеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций» [4, с.34]. Исходя из этого актуальным становится решение проблемы сохранения педагогических традиций в практике подготовки и воспитания будущих врачей, их профессиональной культуры. Врачебные педагогические традиции выступают как особыйпорядокнаследованияпрофессионального и социокультурного содержания профессии врача, ее смысла, ценностных установок, языка, иными словами, «духа» профессиональнойврачебнойкультуры.

Педагогическое наследие в сфере высшего медицинского образования в нашей стране имеет под собой многовековой опыт. Оно основано на российской врачебной ментальности, отличающейся бескорыстием, преданностью профессиональному долгу, высокой степенью духовности. В онтологическом плане педагогические традиции в практике подготовкиврачебныхкадров– этоисторически сложившиеся и постоянно существующие ценности и установки, служащие фундаментом, на котором образуется новое в медицинском образовании. Их можно определить как особый механизм развития врачебной профессии, который определяет ееглавнуюнаправленность -исцеление человека, инаосновекоторогобазируются ее творческие инновации. Педагогические традиции в сфере медицинского образования «живые и растут подобно могучему потоку», тем самым «являются душой каждогопоследующегопоколения, егодуховной субстанцией, ставшей чем-то привычным, егопринципами, предрассудками ибогатством» [2, с.70].

Педагогические традиции в подготовке врачей культурнообусловлены, так как они обогащаются развитием культуры. Определяя роль педагогических традиций в деле подготовки высококвалифицированныхврачей, необходимопомнитьобих дуалистическом характере. С одной стороны, педагогические традиции – фактор стабильности педагогического процесса, с другой стороны -фундамент инноваций. С одной стороны, они несут в себе печать прошлой деятельности, а с другой, -используются в настоящей практике. Это значит, что педагогические традиции могут жить только при условии приращения новогознания. Такое понимание педагогических традиций в формировании и воспитании будущих врачей позволит новому поколению педагогов решать новые педагогические проблемы на основе практическогонаследия прошлыхучителей.

История развития медицины свидетельствуетотом, что с развитием культуры и сменой ее целей и ценностей в недрах профессии происходит столкновение традиций и новаций, наблюдается абсолютизация то одного, то другого. В настоящее время это противоречие обусловлено сменой ценностных координат современной культуры, где идеалы потребления сталкиваются с ценностями врачебно-педагогической среды, ориентированной на «воспитание сердца, души, человеческого духа» [5, с.67]. Врачи педагоги исповедуют традиционные ценности врачебной профессии. Трудолюбие и ответственность, честь и честность, достоинство и справедливость, образованность и интеллигентность – качества личности врача, которыми обладали лучшие представители этой профессии. В системе высшего медицинского образования эти традиционные ценности передаются новому поколению специалистов. Однако в условиях современного общества, которое имеет тенденции превратиться в общество потребления, формируются ценности иного порядка: успех, конкурентоспособность, индивидуализм, материальныеблагаироскошь. Система образования должна считаться с данной социальной реальностью, таккаконавыполняетопределенныйсоциальный заказ. Сохраняя в таких условиях педагогические традиции, высшая медицинская школа сохраняет и нравственные основания врачебной профессии, представления о с амоценности человеческой жизни– условиях развития профессионализма. Не вызывает сомнения тот факт, что система высшего медицинского образования должна меняться, должна соответствовать запросам современного общества. Однако эти изменения могут осуществляться только на основе правильного понимания происходящих социокультурных процессов, правильного понимания того, каким должно быть содержание социального заказа высшей медицинской школы. На наш взгляд, этот заказ связан с необходимостью подготовки врачебных кадров, обладающих достаточно высоким уровнем профессионализма и профессиональной культуры, готовых к социальной мобильности, умеющих ориентироваться в социальных процессах и информационной среде, самостоятельных, коммуникативныхитворческихличностей. Для таких специалистов труд и профессия выступают ведущими ценностями, позволяющими им быть социально устойчивым и конкурентоспособными на рынке труда. Традиционно в педагогике высшей медицинской школы труд, профессия и связанные с ними качества личности– ответственность, коллективизм, милосердие, сопереживание -культивировались как ведущие ценности, без усвоения которых человек не может стать специалистом. Однако высшая медицинская школа не ограничивается в своей деятельности исключительно образованием врача-профессионала нового типа. «Гуманитарные тенденции в педагогике последних двух десятилетий выдвинули на первый план проблематику самоценности личности как основы всех образовательных стратегий. Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно-образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу совершенства, выраженного в идеалах истины, добра и красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека» [3, с.12]. Исходя из этого положения, высшая медицинская школа должна обеспечить наследование культурного опыта поколений российских врачей и развивать способности у студентов к его усвоению. В процессе модернизации системы медицинского образования неследует забывать, что это -социокультурная система, явление духовного порядка, где педагогическая деятельность врачей-педагогов есть деятельность духовно творческая. Смена ее ценностных парадигм не всегда бывает удачной и эффективной. Педагогические традиции несут в себе вечные ценности, уничтожая которые общество уничтожает себяисвоюкультуру.

Роль педагогических традиций в формировании врача нового типа заключаетсявтом, что через них осуществляется преемственность в развитии врачебной профессии, сохраняется ее нравственное основание, осуществляется воспитание трепетного отношения к врачебному наследию, формирование целостного миропонимания и клинического мышления.