Согласно ФГОС 3 поколения целью современного высшего медицинского образования является подготовка специалистов с высоким уровнем профессионализма и компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. Для реализации компетентностного подхода необходимо широко использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения аудиторных занятий, что должно сочетаться с четко регламентируемой самостоятельной работой студентов. Только соблюдение этого условия позволит сформировать и развить как общие, так и профессиональные компетенции будущих врачей, а значит, подготовить конкурентноспособного, обладающегодостаточнымуровнемзнаний, умений и навыков высококлассного специалиста, интеллектуально и творчески развитого, самодостаточного, способного брать на себя инициативу, ответственность, эффективно взаимодействовать с окружающими его как пациентами, так и коллегами.
В этих условиях в организации учебного процесса решающую роль играют инновационные технологии в тесном сочетании с традиционными формами обучения. Отличительной чертой Федерального государственного образовательного стандарта 3 поколения является значительное увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, начиная с первогокурса. Подготовка специалиста с высшим медицинским образованием, согласно ФГОС-3 ВПО поколения, включает наличие в учебном плане, наряду с обязательными, вариативных курсов в каждом цикле подготовки. Вариативные курсы распределяются самими учебными заведениями согласно утвержденному учебному плану.
Включение в образовательный процесс вариативных курсов позволяет кафедрам использовать наработанный десятилетиями педагогический опыт, особенности и возможности для теоретической и практической подготовки высококвалифицированных специалистов.
Вариативные курсы дают возможностьне толькоуглублять получаемые на кафедре знания по предмету, но и расширять их, что крайне необходимо для формирования необходимых профессиональных компетенций.
Для повышения качества подготовки врачей-педиатров в КубГМУ на кафедре фундаментальной и клинической биохимии организован вариативный курс «Биохимические особенности метаболических процессов у детей» в объеме двух зачетныхединиц (72 часов). Проведение этого курса предполагает 48 аудиторных часов (14 часов -лекционных и 44 часа – практических занятий) и 24 часа – самостоятельная работа студентов. К проведению вариативного курса кафедра былаготова. Коллективом кафедры был обобщен многолетний методический опыт работы по профилизации преподавания курса биологической химии при подготовке врачей-педиатров, результатом чего явилось создание учебно-методического пособия для студентов педиатрического факультета «Биохимические особенности обмена веществ у детей». Это учебно-методическое пособие, рекомендованное УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию, в качестве учебного пособия для студентов вузов России, обучающихся по специальности «Педиатрия». Большое внимание было уделено разработке рабочей программы курса. При выборе форм проведения практических занятий мы основывались на необходимости разумного сочетания традиционных иинновационных методов обучения. В учебный процесс наряду с традиционным опросом нами были введены такие инновационные методы, как дискуссия, коллективное обсуждение предложенного материала, решение ситуационных задач, подготовка и вынесение наобсуждение рефератов.
Ряд практических занятий мы проводим в форме дискуссий, когда каждый вопрос темы занятия коллективно обсуждается. Наличие оппонента требует от студентов глубокого знания рассматриваемого вопроса. В этих условиях приоритетным направлением организации учебного процесса становится использование информационных технологий. В ходе самостоятельной внеаудиторной работы студенты охотно обращаются к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. Использование информационных технологий способствует оптимизации учебного процесса, поскольку позволяет студенту включаться в различные виды деятельности, способствует мотивации к познанию. Занятия по такой форме проходят оживленно, вызывают познавательный интерес к будущей профессии.
Помимодискуссиймыширокоприменяем такую форму обучения как подготовка и защита рефератов по темам, выбранным самими студентами. При работе над рефератом студент обращается не только и даже не столько к учебнику, сколько стремится узнать и обобщить последниеданныелитературы, получить научные сведения. При этом стирается грань между учебной и учебно-научно-исследовательской работой. Студент выступает уже в роли исследователя, у него появляется стремление к познавательной деятельности, формируется общеинформационная культура, формируются инфокоммуникационные компетенции. Решающую роль при этом играют информационно-коммуникационные технологии. Студенты для решения поставленных задач начинают интенсивно работать в электронной библиотеке, допуск к фондам которой имеет в нашем вузе каждый студент, при этом он приобретает не только определенные знания по предмету, но у него формируется умение учиться, самостоятельно по крупицам собирать знания, анализировать их, делать правильные выводы. Все это так важно для его будущей профессиональной деятельности.
Одной из форм проведения практических занятий по вариативному курсу является решение ситуационных задач. На примерах конкретных ситуаций идет обсуждение особенностей метаболических процессов у детей разных возрастных групп, разбираются причины возникновения метаболических блоков, изыскиваются возможные пути устранения возникших нарушений на клеточном и молекулярном уровнях. Познание сложного теоретического материала идет на конкретных примерах из клинической практики, что приближает студента к его будущей профессии, позволяет вырабатывать тактику поведения в конкретной ситуации, способствует формированию коммуникативных способностей, критического аналитического мышления, умения анализировать и оценивать ситуацию, принимать правильное решение. Это дает возможность студенту более глубоко «погрузиться» в изучаемый предмет, осознатьиоценитьрольиместо биологической химии в будущей профессиональной деятельности. В аудиторное время, отведенное учебным планом на освоение основного курса биохимии, такой возможности нет.
Для более качественного решения задач, которые стоят перед вариативным курсом по биологической химии на педиатрическом факультете, необходимо его планировать не параллельно с основным курсом изучения биологической химии, а переносить на более поздние сроки. Студент должен вначале овладеть фундаментальными знаниями о химическом составе и биохимических процессах человека и только потом изучать особенности метаболических процессов у детей разных возрастных групп, что повысить результативность проводимых практических занятий по вариативному курсу.
Немаловажную роль в процессе преподавания играет лекционный материал. Лекции читаются в форме электронных презентаций, которые включают особенности химического состава, метаболических процессов и физиологических функций детей различных возрастных периодов. Лекции по вариативному курсу постепенно встраиваются в общую программу лекционного курса по биологической химии. Так, после изучения фундаментальных основ раздела, например «Обмен белков», мы читаем лекцию по особенностям обмена белков в возрастном аспекте. Это позволяет акцентировать внимание студентов на особенностях структуры и функции клеток и тканей, особенностях протекающих в них метаболических процессов в зависимости от возраста ребенка. Знание этих особенностей послужит входными компетенциями для клинических кафедр педиатрического профиля. Презентации лекционного материала, обучающего характера, подкрепляемые таблицами, схемами, фотографиями, помогают студенту понять молекулярные механизмы структурно-функциональных и метаболических различий обменных процессов в возрастном аспекте. Мультимедийные лекции, особенно такая их разновидность как слайд-шоу, обеспечивают эмоциональное восприятие сложной биохимической информации, что повышает качество учебного процесса.
Текущий контроль знаний осуществляется в форме решения тестовых заданий на каждом практическом занятии, рубежным контролем является зачет, который проходит в форме компьютерного тестирования, накоторомкаждыйстудент получает 50 тестовых заданий.
Таким образом, вариативный курс «Особенности метаболических процессовудетей», которыйчитаетсястудентам второго курса, является неотъемлемой частью процесса подготовки врача-педиатра по биологической химии. Он способствует формированию профессиональных компетенций специалиста, начиная с младших курсов.