Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Готовя будущих учителей химии к оцениванию учебных достижений учащихся, мы задались целью обеспечить их педагогической поддержкой как во время занятий, такиво внеучебнойдеятельности. Обоснование необходимости оказания педагогической поддержки связано с тем, что студенты в процессе подготовки сталкиваются с рядом препятствий, проблем, трудностей, с которыми они не могут справиться самостоятельно.

В нашем исследовании под педагогической поддержкой мы понимаем систему объективно необходимых действий, направленных на помощь студентам в подготовке их к оценочной дияльности. Считаем необходимым отметить, что сущность педагогической поддержки будущего учителя химии к оцениванию учебных достижений учащихся состоит в формированиисубъект-субъектноговзаимодействия участников учебного процесса; в ориентации форм, методов, средств обучения на личность студента, учет его учебных потребностей, познавательных возможностей,личностногоопыта;реализации индивидуальной образовательной траектории, что предоставляет студенту право выбора организации собственного процесса учения; учета и оценки личных учебных достижений, стимулирования рефлексии в образовательном процессе. Приоритеты педагогической поддержки студентов: индивидуализированное и дифференцированное обучение, ориентацияналичностнозначимыеучебныепотребности; вариативность форм, методов, средств обучения, рефлексивное осмысление деятельности, учет знаний на каждом этапе образования.

На наш взгляд, весьма важным при осуществлении педагогической поддержки является характер взаимодействия педагога и студентов. В учебном процессе взаимодействуют два равноценных субъекта: студенты и преподаватели, отношения между которыми строятся на взаимномуважении, партнерстве, сотрудничестве. Взаимодействие субъектов осуществляєтся активными формами и методами обучения. Именно их использование приводит к преобразованию системы взаимоотношений между преподавателем и студентом, что не только изменяет методику обучения, но и влияет на личностное развитие студента.

Рассматривая сущность педагогической поддержки как особой сферы профессиональной деятельности учителя, Сухомлинский В.А. большое значение придавал личности педагога, говоря, что “рядом с каждым воспитанником должна стоять яркая человеческая личность” [4]. Педагог -субъект данной деятельности, согласно К. Александровой, он выполняет роль помощника, советчика или эксперта, согласно степени автономности и самостоятельности личности, ее готовности решать проблему [1]. Как видим, субъект-субъектное взаимодействие педагогов и студентов требует педагогической поддержки, «фасилитации» (от англ. To facilitate - облегчать, способствовать), стимулирования студента в подготовке к оценке знаний учащихся, к рефлексии учебной деятельности. Педагог-фасилитатор организовует работу будущих педагогов на принципах гуманизма, личностного развития, субъектного взаимодействия, способствует развитию их личностных качеств, помогает определить существующие проблемы и принимать ответственные решения. Соответственно, это требует от преподавателя умений строить с каждым студентом эффективное сотрудничество, воспринимать его как индивидуальность, понимать мысли и стремления. В связи с этим задача фасилитации -органиязация эффективнойработыбудущегоучителя.

Педагог-фасилитатор должен уметь внимательнослушать, общаться с субъектами учебной деятельности (индивидуальные и групповые формы общения и обучения), анализировать и корректировать действия студентов (рефлексия учебной деятельности), обеспечивать обратную связь между участниками учебного процесса (взаимный опрос, диалог, собеседование и т.д.), уметь активизировать учебную деятельность (активные практико-ориентированные методы обучения), вызывать доверие, быть терпеливым, быть справедливым и объективным при о ценке работы студентов (современные методы оценивания). Основными формами осуществления педагогической поддержки будущих педагогов в процессе их подготовки являются: педагогическое консультирование, педагогическое наставничество, педагогическое сотрудничество, создание ситуаций успеха, мастер-класс и т.д. Среди методов наиболее эффективны являются потрфолио, презентация, беседа, интервьюирование, тестирование, деловая игра, просмотр видеофрагментов уроков, опрос, микропреподавание.

Главными способами осуществления педагогической поддержки в процессе подготовки будущего учителя химии к оцениванию учебных достижений учащихся были:

-выявление проблем студента, причин их возникновения и препятствий на пути их преодоления;

-объяснение студенту всех возможных вариантов решения его проблем;

-объяснение возможных последствий каждого из вариантов решения;

-активизация деятельности студентов на поиск путей выхода из сложной ситуации;

-помощь в выборе наиболее приемлемого для него варианта решения;

-профессиональная поддержка и совет,

-помощь при воплощении выбранного варианта решения проблемы.

По результатам опросов будущих учителей химии и преподавателей, анализа диагностированных потребностей и личностных знаний студентов нами определены следующие направления оказания педагогической поддержки:

  1. В направлении повышения мотивации подготовки к оцениванию учебных достижений учащихся целесообразным является использование проблемного обучения, вариативных и индивидуальных заданий, создание ситуаций успеха, диалога, поощрение путем определения целей и задач подготовки, через новизну материала, опору на имеющиеся знания и индивидуальный опыт, осознание будущими учителями химии практической значимости учебного материала и т.д.

     

  2. В направлении теоретической подготовки поддержка должна быть ориентирована на развитие когнитивного компонента готовности к оцениванию учебных достижений учащихся, чему способствовало использование диалога, интерактивных методов, проблемного обучения, создание ситуации успеха, методов поощрения, выполнение творческих заданий, изучение дополнительных информативных источников, выполнениедругойпоисковойдеятельности, последовательное увеличение объема самостоятельной работы исследовательского характера, расширение использования аудиторной самостоятельной работы, постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов обобщения практического опыта, научного исследования.

     

3. В направлении практической подготовки поддержка должна быть ориентирована на развитие деятельностного и рефлексивного компонентов готовности к оцениванию учебных достижений учащихся. Для этого в ходе консультирования осуществлялся анализ и самоанализ учебной деятельности, причины возникновения ошибоки их устранение, использовались практические методы обучения, мастер-класс, дополнительные занятия, одобрения, поощрения и т.д.

Ключевую роль в создании атмосферы педагогической поддержки сыграло право выбора студентами собственной траектории обучения.. Вместе с педагогом фасилитатором каждый будущий учитель химии составляет индивидуальную программу обучения в которой отражено основное содержание его дальнейшей работы. Основное содержание педагогического наставничества заключалось в оказании помощи при изучении нормативно-правовых документов, изучении и внедрении в практику школы передового педагогического опыта, совершенствовании теоретических знаний и практических умений, педагогического мастерства, ознакомлении с новыми достижениями психолого-педагогических наук и методики преподавания химии, изучении и анализе учебных программ, учебников, пособий, методических рекомендаций, появлении трудностей в овладении учебным материалом и организации собственного учебно-познавательного процесса, овладении новыми формами и методами оценки знаний учащихся, изучении индивидуальных особенностей школьников.

Наша помощь студентам при выборе собственной траектории обучения осуществлялась с учетом основных положений индивидуализации профессионально-педагогической подготовки будущего учителя предложеных О.М. Пехотою [2]: составление каждым студентом собственного профессионального автопортрета с целью интеграции результатов личностного и профессионального самоисследования, разработка и реализация индивидуальной программы профессионального роста с учетом особенностей соответствующих этапам профессионально-педагогической подготовки; включения в содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей химии системы требований, направляющих студента на рефлексию, самопроектирование, саморазвитие профессионально значимых личностных качеств, изменение характера взаимодействия преподавателя и студента педагогическоговузаспозицийценностей гуманистической ориентации в образовании. Организация индивидуальных образовательных маршрутов обеспечивалась благодаря внедрению кредитно-модульной системы обучения, использования соответствующих форм, методов и средств обучения (различные виды лекций, семинарских, практических, лабораторных занятий, самостоятельные и индивидуальные формы работы, педагогическая практика и научно-исследовательская работа, систематическая связь между школой и педагогическим вузом, отдельными учителямиистудентами).

Благодаря умелой поддержке со стороны преподавателя студенты получают эффективную практическую помощь по всем сложным вопросам обучения. Индивидуальная образовательная траектория и ее педагогическое сопровождение позволяет обеспечить овладение будущим учителем химии необходимым содержанием обучения, способствует развитию индивидуальных способностей, помогает сформировать необходимые групы умений, обеспечивает профессиональное самоопределение, создает необходимую основу для повышения профессиональной компетентности.