Характерной особенностью развивающего обучения является широкое использование проблемного подхода, который включает создание проблемной ситуации,понимание проблемы, деятельность, направленную на ее решение, и получение определенных знаний. Проблемный подход предполагает активизацию мыслительной деятельности учащихся при постановке перед ними познавательных задач. Решая эти задачи, учащиеся могут встретиться с трудностями понимания и осмысления нового учебного материала, т.е. с возникшей проблемной ситуацией. Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, дляразрешениякоторойтребуютсяне толькоимеющиесязнания, ноиновые[2]. Студенты быстрее включаются в активную деятельность, если: проблемная ситуация вызывает у них не только чувство затруднения, но и уверенность в возможности с ней справиться; элемент нового в проблемной ситуации вызывает интерес испособствует мобилизации умственных сил на ее решение.
Как показывает практика преподавания химии, в знаниях учащихся достаточно часто проявляются существенные ошибки из-за поверхностного и одностороннеготолкованияхимическихявлений. Предотвратить эти существенные ошибки и пробелы возможно только на основе специально подобранных и разработанных химических опытов, которые наглядно и убедительно демонстрируют целостность реальной картины мира.
Следовательно, необходимо, чтобы проблемные ситуации были разнообразными по содержанию и способам решения. Проблемные ситуации могут возникатьвследующихслучаях: прирасхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями; при изучении элементов побочных подгрупп; при недостатке химической информации; при расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения; при расхождении между теоретическими и практическими знаниями. Таким образом, создавать проблемные ситуации и решать их можно с помощьюразличныхметодов, втомчисле с использованием химического эксперимента с малыми количествами веществ. Такие опыты проводят перед изучением новой темы или отдельного ее вопроса, а также перед обобщением всего пройденного материала. Демонстрационные и лабораторные опыты в процессе проблемного обучения могут служить как для создания проблемных ситуаций, так и для их решения [3]. В связи с этим к опытам, с помощью которых преподаватель создает проблему, предъявляются следующие требования [2]:
1) содержание опытов должно опираться на известные учащимся явления и закономерности и создавать перед ними посильную проблемную ситуацию;
2) проведению их должен предшествовать показ одного или нескольких опытов, подводящих к пониманию проблемы на основе уже имеющихся знаний;
3) опыты, с помощью которых ставится проблема, должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.
Чтобы создавать проблемные ситуации, преподавателю необходимо анализировать учебный материал с точки зрения содержания, структуры, особенностей его усвоения учащимися и возможностей использования опытов для постановки и решения проблем. Поэтому при планировании учебного материала следует предусмотреть время для проведения опытов с малыми количествами веществ, определить конкретно занятие, на котором можно их использовать и задачи, которые будут решаться с их помощью. Целью обучения химии является становление и развитие самореализующейся личности, где групповая работа сочетается с индивидуальной, где деятельность личности основана на внутренней мотивации, а также на полноценном общении преподавателя и студентов.
Ведущей педагогической идеей опытов с малыми количествами веществ является глубокое усвоение учебного материала и осмысление его на уроке химии, формирование межличностных отношений у учащихся, обучение радостью, успехом, удачей при поиске и разрешении проблемных вопросов. Проблемные вопросы при постановке химического эксперимента с малыми количествами веществ заставляют учащихся: строить гипотезы; разрешать теоретические вопросы; делать правильные выводы; прогнозировать свойства веществ; экономно использовать реактивы.
Личностно ориентированная система развивает у студентов-химиков память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания, дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Совершенно очевидно, что развитие химического мышления студентов невозможно при использовании только традиционного, преимущественно иллюстративного и констатирующего химического эксперимента. Стандартные химические опыты, применяемые в школьном курсе достаточно давно, не дают возможности многогранного, целостногорассмотрения многих вопросов, изучаемых школьниками в настоящее время.
Следовательно, необходимо своевременно и постепенно знакомить будущих учителей с такими химическими экспериментами, которые позволят выработать новые модели изучаемых процессов. Моделирование в cочетании с объяснением новых проблемных опытов с малыми количествами веществ будет способствовать развитию знаний учащихся и их мышления [1]. Совершенствование школьного химического эксперимента происходит, главным образом, в следующих направлениях: модернизация приборов, аппаратов и другого оборудования для проведения опытов; совершенствование техники проведения эксперимента, например, работа с малыми количествами веществ; введение отдельных дополнительных новых опытов; разработка целостной системы принципиально новых проблемно-развивающих химических экспериментов для современной школы.
Опыты с малыми количествами веществ помогут в значительной мере обогатить содержание школьного курса химии, дадут возможность учителю систематически применять проблемные и исследовательские формы организации учебной деятельности учащихся. На современном этапе развития школы необходимо сочетание традиционных опытов и нового нестандартного проблемно-развивающего эксперимента, который не только иллюстрирует изучаемые явления, но и дает ученикам необходимую информацию, чтобыанализироватьматериал, применять теоретические знания, получать самостоятельные выводы.
Таким образом, химический эксперимент с малыми количествами веществ и усовершенствованная методика его проведения тоже могут являться средством развития и способствовать осуществлению важнейших положений теории развивающего обучения.