Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (по специальности) 060105 «Медико-профилактическое дело» внес значительные изменения: введены новые предметы (экология в курсе биологии, правовые основы деятельности врача, социология, экономика, защита прав потребителей, экономика здравоохранения, клиническая лабораторная диагностика, экстремальная медицина, основы менеджмента, соцгигмониторинг по дисциплине общая гигиена, информатика, медицинская статистика и информатика; увеличился объем часов по дисциплинам специальности -в целом на 672 часа. Достаточно часов выделено на блок профессиональных дисциплин и на вариативную часть (774ч.), которая представлена по нашему предложению следующими дисциплинами: «Санитарная микробиология», «Надзор за источниками ионизирующего излучения», «Надзор за воспитаниемиобучениемдетейиподростков», «Надзор за питанием населения», «Надзор за условиями обитания населения», «Гигиена труда в отдельных областях промышленности и сельского хозяйства», «Основы реабилитации больных хроническими дерматозами». Наличие вариативной части, позволило включить в учебный план дисциплины наиболее актуальные для подготовки специалистов, в том числе и дисциплину «Русский язык и культураречи», столь необходимыеврачу-гигиенисту. Впервые в образовательный стандарт включены дисциплины по выбору, которые дают возможность студенту выбрать дисциплину, по которой он хотел бы углубить знания. Дисциплинам и по выбору определены «Биофизика» «Физикохимическиеосновысовременныхметодов исследования в медицине», «Физиология труда» и «Физическая реабилитация».

Для улучшения качества подготовки специалистов необходимо усиление взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Медикопрофилактическое дело» с учреждениями, в которых будут работать выпускники соответствующей специальности.

Медико-профилактический факультет Кубанского государственного медицинского университета, созданный в целях укрепления кадрами службы Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, направил свою деятельность на формирование четкого взаимодействия по всем вопросам подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Медико-профилактическое дело»:

  1. Пересмотрены и расширены договора о сотрудничестве с ТУ Роспотребнадзора в Краснодарском крае по подготовке студентов по специальности «Медико-профилактическое дело», врачей -интернов по специальности « Общая гигиена».

     

  2. Ведущие специалисты службы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае являются по совместительству преподавателями выпускающей кафедры профильных гигиенических дисциплин и эпидемиологии.

     

  3. На базе лабораторий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» проводятся практические занятия и производственная практика « Помощник санитарного врача».

     

  4. На базе службы Роспотребнадзора в Краснодарском крае отрабатывают практические навыки врачи-интерны по специальности «Общая гигиена» и «Эпидемиология».

     

  5. Руководитель ТУ Роспотребнадзора и ведущие специалисты ежегодно включаются в состав государственной аттестационной комиссии, вовремяработы которой имеют возможность оценить уровень подготовки выпускников и предложить им возможное трудоустройство.

     

  6. По целевым направлениям Роспотребнадзора в настоящее время на факультете обучается - 7 человек; по программе «Сельское здравоохранение» -19 человек.

     

  7. Запрос ТУ Роспотребнадзора в специалистах ежегодно практически полностью удовлетворяется. К сожалению, за последние 2 года наблюдается отток молодых специалистов из этой службы.

     

Все вышеперечисленное свидетельствует о деловом и конструктивном сотрудничестве КубГМУ и ТУ Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, обеспечивающим подготовку специалистов в соответствии с требованием ФГОС третьего поколения.

Вместе с тем существуют проблемы привлечения абитуриентов к обучению по специальности «Медико-профилактическое дело» и сохранения кадрового потенциала службы Роспотребнадзора.

В целях сохранения специальности и выполнения плана набора на медикопрофилактический факультет, в целях укрепления специалистами службы из числа выпускников и дальнейшего взаимодействия по вопросам их подготовки ряд вопросов на наш взгляд требует решения на правительственном уровне:

1.Следует расширить область применения знаний и умений выпускников Медико-профилактических факультетов, которые в настоящее время не имеют права работать по таким специальностям как «Инфекционные болезни», «Профессиональные болезни», «Диетология», несмотря на то, что программа обучения фактически не отличается, а по ряду дисциплин (эпидемиология, гигиена труда, профессиональные болезни, гигиена питания) объем изучения больше.

2.Принять меры по поднятию престижа специальности, который в последние годы значительно снизился. Практически отсутствуют аргументы привлечения абитуриентов на медикопрофилактический факультет во время приемной компании и зачисление на факультет осуществляется в большей части по остаточному принципу из числа лиц, не поступивших на другие факультеты.

Укрепление взаимодействия между медико-профилактическим факультетом университета и службой Роспотребнадзора на наш взгляд возможно и по таким направлениям как:

  • расширение приема на медикопрофилактический факультет по целевому набору и по программе «Сельское здравоохранение»;

     

  • проведение совместных научнопрактических конференций;

     

  • участие специалистов службы в проведении совместных научно-практи

     

ческих исследований, в руководстве научно-практической работой студентов;

  • совместное участие в организации работы научного общества гигиенистов и санитарных врачей;

     

  • создание возможности доступа к аналитическим и отчетным материалам службы Роспотребнадзора для использования их в учебном процессе;

     

  • повышение профессиональной квалификации работников службы Роспотребнадзора на базе университета;

     

  • совместная подготовка учебных баз (объекты исследования) для приобретения и отработки практических навыков санитарно-гигиенического обследования.