Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям, например, Лечебное дело, Педиатрия и др. В стандарте указано, к каким видам профессиональной деятельности готовится специалист, какие он должен решать профессиональные задачи. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде компетенций. Так, в ФГОСВПО по направлению подготовки «Лечебное дело» выделены 8 общекультурных компетенций (ОК) и 32 профессиональные компетенции (ПК) [4].

Реализацию химической подготовки студентов медицинского вуза по новым стандартам мы начали с модернизации разработанной нами ранее системы интегративно-модульного обучения студентов [1]. Возникла необходимость адаптации емкого, профессионально значимого учебного химического материала к изменившемуся в сторону уменьшения учебному плану. Кроме того потребовалось объединить в единый курс химии крупные разделы общей и биоорганической химии.

Принципиальное значение для модернизации курса химии и методики его изучения приобрели выделенные и научно обоснованные нами исходные методолого-теоретическиеосновы, какориентиры для определения стратегии и методических преобразований.

Одним из ведущих принципов современной методологии является принцип дополнительности, обуславливающий приоритетное начение системного и интегративного подходов. Применение последних в нашем исследовании ориентировало нас при построении вариативного курса общей химии на интеграцию, систематизацию и на структурирование множества разобщенных химических, медико-биологических, экологических, валеологических и других компонентов содержания курсов общей и биоорганической химии в целостный продукт – в экономную систему учебного содержания.

Для решения задачи конструирования вариативного курса химии важно делать опору на фундаментальные понятия и их роль в научном познании.

При концептуальном анализе современного состояния науки химии, ее наиболее общих систем знаний, а также существующих учебников по общей и биоорганической химии для вузов, в том числе медицинских, мы выделили теоретическое ядро учебного предмета, как наиболее устойчивый инвариант его содержания и основной источник для последующего отбора необходимого фактологического материала. Важное место в системе теоретического ядра занимают ведущиетеории, законыифундаментальные понятия химической науки: электронная теория строения атома и веществ неорганических и органических, теории растворов, термодинамические и кинетические законы и закономерности и др. Отбор знаний, входящих в теоретическое ядро, осуществлялся нами на основе принципов научности; системности; изоморфного соответствия; доступности; теоретической и практической значимости; универсальности; полифункциональности; взаимодополняемости.

Принцип научности предполагает раскрытие содержания, смысла и значения, выделенных теорий, понятий, отражающих данные современной науки. Наука как непротиворечивая система знаний оказывает первостепенное влияние на состав и структуру содержания, особенно в дисциплинах о природе (химия, биология, физика). В таких учебных предметах, и химии в том числе, основы науки являются ведущим компонентом, отражающим все структурные элементы науки – факты, понятия, законы, теории, заключенные в определенную дидактическую систему содержания на основе дидактико-методических принципов отбора содержания и построения учебного предметаисоответствующиехимической картине природы.

Непосредственно с принципом научности неразрывно связан принцип системности теоретических знаний, что обеспечивает в обучении формирование системного мышления и более высокий уровень функционирования теоретических знаний в деятельности студентов.

Другим принципом, дополняющим принцип научности, является принцип оптимального соотношения теории и фактов. Этот принцип направлен на устранение формализма в знаниях. Факты, сосредоточенные вокруг теории, делают их более доказательными, конкретизируют теоретический закон, а теория обеспечивает объяснение факта как единицы эмпирических знаний. Кроме того, эмпирический материал имеет большое значениедляобеспеченияпрактическойипрофессиональной направленности.

Принцип соответствия рассматриваетсянамикакизоморфизмвыделенных теоретических знаний научным отражением компонентов, их связей, обеспечивающих, системообразование и функционирование выстроенных дидактических систем, которые выделяются и включаются в учебный курс в качестве ведущих инвариантных для данного учебного курса знаний. К таковым общим системам, имеющим особое значение, как для познания самой химии, так и для овладения медицинскими профессиями, мы относим: систему знаний о составе, строении и свойствах веществ в разных их формах и состояниях; систему химических процессов, составляющих основу жизнедеятельности; растворы, какфизико-химическую систему, как внутреннюю среду организма; биогенные элементы, их неорганические и органические соединения, их состав, строение, свойства, применение в медицине; систему методологических знанийи способов оперирования ими, лежащих в основе физико-химических методов анализа, диагностики, а также методов изучения основ данной науки. Эти системы в жизни и науке взаимосвязаны, поэтому в курсе химии их важно представить также во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Фундаментальные химические понятия: атом, молекула, вещество, энергия, химическая реакция, реакционная способность веществ, растворы и др. имеют общую черту в обучении – сквозной характер их формирования, развития и широкий спектр их полифункционального применения. Они, являясь важной стороной содержания предмета, активно участвуют в осмыслении действительности, в осознании сущности химических объектов, понимании их существенных признаков, связей и отношений, что отражает важные свойства материи и ее действительности, а также выполняют разнообразные гносеологические функции: отражательно-информационные, абстрагирования, обобщения, систематизации и др.

Содержательная система обучения является не только и не столько адекватной научным системам, сколько дидактической, выполняющей важнейшие ее триединые функции: обучения, развития и воспитания.

Ведущимиподходамикструктурированиюучебногосодержанияипостроения учебного предмета мы выбрали системно-деятельностный; структурно-функциональ-ный; интегративно-модульный [3].

Модернизированный курс химии состоит из двух частей – основной (3 зачетные единицы) и вариативной (2 зачетные единицы).

Основнойкурсхимиивключаетследующие модули содержания:

  1. Введение в курс химии. Энергетическая и кинетическая характеристикавещества и химических реакций;

     

  2. Учениеорастворах. Реакции, протекающие в растворах: кислотно-основные, гетерогенные, окислительно-восстановительные, лигандообменные(комплек сные соединения, химия гемоглобина);

     

  3. Основы коллоидной химии. Дисперсные системы. Растворы ВМС;

     

  4. Классы органических соединений. Биологически активные органические соединения.

     

Вариативная часть включает модули:

  1. Основы количественного анализа (способы выражения концентрации вещества в растворе, приготовление растворов заданной концентрации, титриметрический анализ);

     

  2. Соединения биогенных элементов. Свойства бионеорганических и биоорганических веществ, их исследование;

     

  3. Физико-химические методы анализа в биохимических исследованиях и медицинской практике (хроматографические, электрохимические (кондуктометрические, потенциометрические), оптические и др.).

     

Отобранный нами учебный химический материал интегрируется в теоретические и клинические дисциплины в виде необходимого компонента.

Изучение химии – это процесс активного действенного учебного познания. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Сознательное овладение такой важнейшей базовой химической дисциплиной, как химия, возможно только путем усвоения ее в действии, посредством вовлечения студентов в разностороннюю деятельность. Особенно важно включить в состав деятельности те ее виды, которые способствуют дальнейшему познанию химии, готовят к выполнению профессиональных задач (когнитивную, экспериментально-практическую, проектно-организа-ционную, задачную, коммуникативную, оценочную, креативную и др.).

В свете формирования новых параметров высшего медицинского образования повышается актуальность внедренного нами интегративно-модульного подхода к обучению студентов химии, что позволяет формировать фундамент достаточно широкого спектра компетенций будущего специалиста, преждевсего, познавательных, а также знания и понимания естественнонаучных принципов, лежащих в основе функционирования живого организма [2].