Переход российского фармацевтического образования на международные стандарты требует повышения эффективности организации лекарственной помощи населению. Основной упор при этом делается на умение конструктивно решать профессиональные задачи специалистов в области фармации.
Объектами профессиональной деятельности провизора является сфера обращения лекарственных веществ, включая разработку, научные исследования, производство, изготовление, стандартизацию, маркировку, продажу, перевозку, хранение, применение лекарственных средств, контрольихкачестваидр.
Федеральный государственный стандарт ВПО по специальности 060108 Фармация третьего поколения (ФГОС-3 ВПО) определил профессиональные задачи, которые должен решать специалист провизор в соответствии с видами профессиональнойдеятельности[4].
Эти задачи представлены в виде компетенций (общекультурныхипрофессиональных). Профессиональные компетенции выпускников-провизоров определяются следующими параметрами: способностью хранения и переработки информации; организовывать производственную деятельность фармацевтических предприятий; производство лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий; изготовление лекарственных средств по рецептам врачей; проводить заготовку лекарственного растительногосырья; организовыватьреализацию лекарственных средств и т.д.
Основная образовательная программа состоит из трех циклов. Изучение химических дисциплин входит в математический и естественнонаучный цикл: общая и неорганическая, физическая и коллоидная, аналитическая, органическая, биологическая химия. В профессиональный цикл входят токсикологическая и фармацевтическая химия. Учебный план 060301 Фармация при подготовке будущих провизоров, принятый и утвержденный в Майкопском государственном технологическом университете (МГТУ) предусматривает общий объём часов 9508. Из них на долю химических дисциплин (общая и неорганическая, аналитическая, органическая, биологическая, физическая и коллоидная, фармацевтическая, токсикологическая химия) отводится 2412 часов(25,4%). Наизучениеобщейинеорганической химии (ОНХ) в учебном плане МГТУ выделено 180 часов (5 зачетных единиц), хотявФГОС-3 ВПОнаизучение этой дисциплины отведено 6 зачетных единиц. Отобщего числа часов, выделенных на изучение химических дисциплин, это составляет 7,5%.
Мы выделяем следующие цели обучения ОНХ студентов фармацевтического факультета:
- Изучение законов и теорий общей и неорганической химии, которые являются фундаментом для освоения других естественнонаучных, специальныхипрофессиональных дисциплин.
- Формирование системы химических знаний, умений, навыков, обладающих свойством широкого переноса, элементов творческой деятельности для последующего включения их в состав компетенций выпускника .
- Формирование научного миропонимания химической картины природы, химической грамотности. Приобретение студентами опыта разнообразной деятельности: экспериментальной, учебноисследовательской, расчетной, графической и др.
- Воспитание и развитие личности студента, его способностей к самообучению, коммуникациям, инициативности, социальной активности, мотивированности к профессиональной деятельности.
Задачи изучения ОНХ мы разделили на общие и частные.
Общие задачи:
На основе системного, проблемно интегративно-модульного, личностнодеятельностного и компетентностного подходов к обучению организовать и направить самостоятельную деятельность студентов на решение системы взаимосвязанных внутри и межпредметных учебных проблем, которые являются:
а) по характеру мировоззренческих идей – научными, ценностными, социальными, методологическими, комплексными;
б) по особенностям предметного содержания – интеграционными, экологическими, валеологическими, природоохранными, экспериментальными и др.;
в) по характеру познавательной деятельности студентов – академическими, исследовательскими, дискуссионными, комбинированными.
К частным задачам мы относим: Формирование у студентов:
- теоретических знаний в области современных представлений о строении вещества, основ теорий химических процессов, учения о растворах, равновесных процессах в растворах электролитов и неэлектролитов, химии элементов; роли и значения основных понятий, методов и законов химии общей и неорганической в фармации и в практической деятельности провизора;
- умения использовать современные теории и понятия общей химии для выявления фундаментальных связей между положением химического элемента в ПС, строением его соединений и их физическими, химическими свойствами, биологической активностью и токсичностью; освоение всех видов номенклатуры неорганических соединений;
- умения расчета энергетических характеристик химических процессов, определения направления и глубины их протекания, способов расчета химических равновесий по известным исходным концентрациям и константе равновесия;
- навыков проведения химических экспериментов (пробирочных реакций, приготовления растворов, определения их плотности, способов доведение массовой доли растворенного вещества до нужной величины, использование метода интерполяции и др.).
- умений выполнять расчеты параметров физико-химических процессов, интерпретировать и оценивать результаты расчетов, производить элементарные физико-химические измерения, интерпретировать результаты эксперимента.
В соответствии с целями и задачами дисциплины мы провели отбор содержания и его структурирование на основе интегративно-модульного (ИМП), личностно-деятельностного(ЛДП) и компетентностного походов(КП). ИМП предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение [3].
Содержание дисциплины структурировано в виде пяти модулей:
- Введение в курс химии. Основы количественного анализа.
- Основы химической термодинамики, химической кинетики, химическое равновесие.
- Строение атома. Периодический закон и Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь. Комплексные соединения.
- Учение о растворах. Основные типы химических процессов и равновесий в процессе функционирования живых систем (протолитические, гетерогенные, лиганднообменные, окислительно-восстановительные).
- Свойства s-, p-, d-элементов и их соединений.
Предложенные нами модули объединяют в себе наиболее важные для фармации разделы химии и связанные с ними биохимические, профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания.
Опора на деятельностный подход предполагает представить все содержание как сложную дидактическую систему, направленную на ее усвоение в деятельности. Занятия мы организуем таким образом, чтобы студент в процессе учебно исследовательской деятельности учился анализировать изучаемые процессы, явления, закономерности, устанавливать взаимосвязи, приобретал навыки работы с химической посудой, реактивами, приборами, учился оценивать результаты эксперимента.
Компетентностный подход мы рассматриваем как ориентир на результаты обучения, выбор методов и средств для достижения этого результата – сформированность общекультурных ипрофессиональных компетенций.
Подготовка студентов фармацевтического факультета по ОНХ в значительной степени влияет на формирование обпетенций.
При построении процесса обучения ОНХ и формировании в этом процессе основы профессиональных компетенций мы, учитывая основные педагогические закономерности [1, 2 идр.], выделили следующие закономерные взаимосвязи, определяемые специфическими особенностями изучения курса ОНХ на фармацевтическом факультете:
- взаимозависимость между целями химической подготовки провизора и видами его профессиональной деятельности в областифармацевтическогобизнеса;
- универсальность, фундаментальность, методологическая направленность курсаОНХ, особенность построения его содержания в зависимости о тцелей подготовки студентов на фармацевтическом факультете;
- зависимость формирования профессиональных компетенций от сформированности у студентов фундаментальных теоретических знаний и широкого спектра уменийвкурсеОНХидр.
Таким образом, в системе подготовки провизора общая и неорганическая химия занимает очень важное место, что требует от педагога совершенствования методики обучения этой дисциплине с опорой на комплекс современных средств, активных методов, разнообразных форм организации обучения, стимулирующих продуктивное усвоение предмета и творческую самореализацию студентов.