Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Современное общество предъявляет к личности врача два основных требования: высокий уровень профессиональной компетентности и исключительные нравственные качества. Поэтому образовательная деятельность медицинского вуза предполагает не только приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование нравственных качеств, необходимых присущих профессии врача. Формирование нравственных качеств будущего врача всистеме высшего медицинского образования традиционно происходило в процессе освоения основ медицинской этики и деонтологии. В последние десятилетия XX века зародилась биоэтика – междисциплинарное научное направление, рассматривающее изучение и поиск путей разрешения моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.

В настоящее время изучение биоэтики стало необходимой составляющей подготовки врача, что потребовало решения ряда вопросов организации учебного процесса: необходимости определения статуса данной учебной дисциплины, ее целей и задач, разработки рабочих программ и учебно-методического обеспечения ее преподавания. Конечным результатом освоения биоэтики студентами медицинского вуза должно стать формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. При этом следует иметь в виду, что компетентность специалиста предполагает не только наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность и готовность реализовыватьзнания, опыт, личностныекачества в профессиональной и социальной сфере, осознавать социальнуюзначимостьиличную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования. С точки зрения компетентностного подхода уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т.е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО изучение биоэтики направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1: способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-2: способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию;

ОК-5: способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

ОК-8: способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну;

ПК-1: способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-4: способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

Определение статуса биоэтики как учебной дисциплины является одной из важных задач. Возникновение биоэтики обусловлено, во-первых, необходимостью нравственной оценки последствий применения новых технологий и, во-вторых, постоянным возрастанием внимания к защите прав человека, что, в свою очередь, повышает нравственные требования к профессиональной ответственности медиков и биологов в их отношении к жизни в целом, к жизни, здоровью и смерти человека. Среди причин актуальности биоэтики можно также назвать либерализацию общественных норм, утверждение рыночных отношенийво всех сферах жизни общества, втом числевмедицине, возрастающую «медикализацию» общества и др. Таким образом, проблемное поле биоэтики очень широко и многогранно. Однако в процессе институализации биоэтика постепенно утрачивала свое общекультурное содержание, утрачивала связь с общей теорией морали и утверждалась как нормативная дисциплина; ее «основная цель – поддержание гармонии природыикультуры– постепенно… подменялась операциональными процедурами решения частных проблем» [1]. Всвете этого встают вопросы о соотношении биоэтики с другими дисциплинами образовательногостандартакаксоциально-гуманитарного, так и естественнонаучного и профессионального циклов.

Несомненным является то, что в основу преподавания биоэтики должны быть положены междисциплинарные связи. Биоэтику в образовательном контексте можно трактовать как дискурс, в результате которого вырабатываются нравственныеустановкинаопределенное отношение к живому в целом и к жизни и здоровью человека как приоритетным личностным и общественным ценностям. Поэтому можно выделить несколько уровней освоения биоэтики. Первый уровень – теоретический, когда закладываются основы нравственного воспитания будущих врачей в системе философского образования. Биоэтика представляет собой важный этап развития философского знания: ее формирование связано с процессом трансформации этики как философской науки о морали в целом и медицинской этики как ее частного раздела. Овладение навыками философской рефлексии является необходимым основанием формирования биоэтических знаний, поскольку междисциплинарный характер данной дисциплины требует формирования целостного представления о мире, о феномене жизни, а также усвоения методологии научного познания. Кроме того, биоэтические проблемы, как правило, не имеют простых и однозначных решений. Именно на философском уровне рассматриваются вопросы соотношения научных истин и моральных ценностей, свободы и ответственности, формируются представления о должном, о единстве природной и социальной жизни. Преподавание биоэтики как философской дисциплины позволяет продемонстрировать студентам, что мораль – это одна из важнейших форм общественного сознания, отражающаябытиеобщества, аформированиеморальных норм и ценностей – это исторически обусловленный процесс, в котором нравственные принципы отражают ключевые моменты в развитии человечества и сами влияют на ход общественного развития. Само возникновение биоэтики как «философии жизни» явилось свидетельством продвижения человечества к ноосферному состоянию, утверждением представления о сознании человека как важнейшем факторе эволюции не только человечества, но и мира в целом.

Таким образом, на данном этапе изучение биоэтики должно идти в тесной взаимосвязи с изучением философии (не случайноФГОС– 3 ВПОпонаправлениям подготовки «Стоматология» и «Медикопрофилактическое дело» предусматривают преподавание единой дисциплины «Философия, биоэтика») и основываться на представлениях об этике как философской дисциплине, морали как формерегуляции медицинской деятельности, о месте медицинской этики и деонтологии в системе этических знаний. Биоэтика здесь рассматривается не только как область познания, но и как социальный институт, а конкретные моральные проблемы медицины анализируются в разделе «Биоэтика как философия жизни и здоровья».

В данном контексте важным является вопрос о соотношении таких учебных дисциплин, как биоэтика и правоведение. В последнее время границы морали зачастую размыты. Как соотносятся закон и нормы морали? В чем может заключаться их противоречие и возможно ли достижение компромисса? В чем заключается институализация биоэтики в современном мире? Эти вопросы требуют глубокого осмысления, поэтому логично, что теоретический уровень изучения биоэтики должен соответствовать периоду изучения правоведения, что в дальнейшем позволит соотносить этико-правовые нормы и медицинскую практику.

При этом не следует забывать, что формирование нравственных качеств будущих врачей требует междисциплинарного подхода, предполагает непрерывность, последовательность и преемственность процесса образования, единство обучения и воспитания. Биоэтическое образование должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Поэтому за первым теоретическим уровнем биоэтического образования следует профессиональный, предполагающий последовательное расширение, углубление и конкретизацию знаний в области биоэтики в процессе изучения клинических дисциплин. Этот процесс завершается на прикладном уровне в ходе клинический практики, а также в процессе последипломного образования. На этих уровнях формируются профессиональные компетенции, связанные с овладением присущими профессии личностными нравственных качествами, умениями и навыками предупреждения и разрешения с позиций биоэтики проблем, возникающих в работе врача.

Профессор А. Карми, возглавляющий Международный центр по здоровью, праву и этике, отметил, что каждому из тех, кто занимается биоэтикой, необходимо самому себе четко ответить на следующие вопросы: что такое этика? Несем ли мы какую-то ответственность, занимаясь этим предметом? Перед кем эта ответственность– перед самим собой, студентами, своими ближними, пациентами или обществом в целом? Отвечая на эти вопросы, А Карми среди причин постоянного ухудшения взаимоотношений врача и пациента назвал «фиаско в области этического образования в медицинских университетах», обусловленное тем, что в большинстве вузов этику преподают медики. По его мнению, в этом есть и положительная сторона (они знают проблемы биоэтики непонаслышке, а изнутри своей профессии и могут предметно объяснять их), но в то же время у них нет философского образования, и они слабо знают важные теоретические этические положения [2].

Нельзя не согласиться с мнением, что «практика биоэтики постепенно формирует язык публичного обсуждения жизненно важных проблем у людей, принципиально по-разному объясняющих, что истинно, а что ложно. Возникает насущный для граждан правового государства навык достижения согласия в различении добра и зла» [2].