Потребность, которая определяет действия человека, принято называть мотивом. В свою очередь, искусство мотивирования состоит в выяснении ведущего, доминирующего мотива и умении сочетать это со своими интересами или задачей.
Когда речь идет об учебной мотивации студента, мы, прежде всего, определяем, почему он выбрал для себя обучение именно в медицинском вузе.
Ряд исследований [1, 4], посвященных этому вопросу, выявили следующие основные мотивы выбора медицинского образования:
- возможность заботиться о здоровье своих близких и о своем здоровье;
- желание оказывать помощь людям, облегчать их страдания;
- престиж профессии и традиции семьи;
- материальная заинтересованность.
В связи с тем, что объектом деятельности врача и провизора является здоровье человека, требования к их моральным, гражданским, психологическим, интеллектуальным качествам всегда были повышенными по сравнению с другими профессиями. Специалист сферы здравоохранения способен эффективно решать задачи профессиональной деятельности лишь при условии субъективного личностного, физического, психического благополучия, активного и добросовестного отношения к своему труду, установлениюконтакта, гуманных отношений с больным, учету его психологии [5].
Безусловно, наиболее важным элементом образовательного процесса в медицинских вузах является развитие у обучающихся мотивации к учебной и профессиональной деятельности. С учетом тесной связи данной мотивации с жизнедеятельностью современного медицинского работника она приобретает высокую социальную значимость для развития государства, общества и личности [2, 3].
Целью исследования явилось изучение учебной мотивации студентов второго курса лечебного и фармацевтического факультетов Кубанского государственного медицинского университета.
В исследовании принимали участие 83 студента(лечебный факультет– 48 студентов, фармацевтический - 35). Средний возраст респондентов составлял 19 лет.
Исследование проводилось по следующим методикам:
- Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [5, 6].
- Методика «Мотивация профессиональной деятельности», разработанная К. Замфир в модификации А. Реана, для диагностики мотивации профессиональной деятельности [5, 6].
Анализируя данные, полученные в ходе анкетирования студентов по методике Т.И. Ильиной (рис. 1), нами было установлено, чтоустудентоввторогокурса лечебного факультета доминирующими являются внутренняя и положительная внешняя мотивации, что свидетельствует об адекватном выборе студентами профессии и удовлетворенности ею. У студентов второго курса фармацевтического факультета доминантным мотивом является «получение диплома» (74,8%), в то время как приобретению знаний студенты отводят наименьшее значение -53,2%.
Методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфира в модификации А. Реана основана на концепции о внутренней и внешней мотивации (положительной и отрицательной).
На основании анализа полученных
Рис.1. Мотивация обучения в вузе по методике Т.И. Ильиной
результатов анкетирования (рис. 2) по показателю «внутренняя мотивация» в целом мы можем отметить высокий уровень внутренней мотивации у студентов как лечебного, так и фармацевтического факультетов (максимально возможное значение 5 баллов), которая базируется на стремлении и интересе к освоению новой специальности, путем повышения профессиональных знаний.
Показатели по удовлетворению «внешней положительной мотивации» у студентов лечебного - 3,6 балла, фармацевтического факультета - 3,9 балла констатируют факт того, что обучающиеся заинтересованы в достижении социального статуса, карьерного роста, высокой заработной платы. Но данные потребности только формируются, объясняется это тем, что начальный этап обучения характеризуется накапливанием объема определённых знаний и опыта, которые помогут им реализовать желаемые планы.
Проявлениями«внешней отрицательной мотивации»
Рис.2. Мотивация профессиональной деятельности по методике К. Замфира (в модификации А. Реана)
является желание избегать порицания и критики со стороны руководства и коллег, неуверенность в своих профессиональных знаниях. Максимальный балл по показателю «внешней отрицательной мотивации» у студентов фармацевтического факультета - 3,3 балла, у студентов лечебного факультета– 2,68. В данном случае более высокий показатель связан с тем, что студенты, необладая глубокими профессиональными знаниями, испытывают большую ответственность за выполнение своих обязанностей.
Результаты проведенных исследований позволили отметить следующее: преобладающая часть студентов, изначально имеющих высокие показатели мотивации к обучению в медицинском вузе, планирует после окончания вуза работать по специальности; те же из студентов, кто поступил в вуз «случайно», демонстрируют на занятиях низкий уровень мотивации и планируемую профессиональную карьеру, как правило, не связывают с медициной. Встречаются и те, кто посещает ряд занятий «без интереса», что может быть связано с двумя причинами:
• Студент считает данный предмет «ненужным» для овладения конкретной медицинской специальностью.
• Преподаватель не смог заинтересовать студента своим предметом.