Глобализация затрагивает практически все области общественной жизни, проявляясь прежде всего в экономическом, политическом, экологическом и социальном аспектах. Соответствующие направления общественной деятельности, представляя собой сложную и относительно самостоятельную систему, являются частью общего процесса универсализации социокультурных отношений. Экологическая составляющая глобализации приобретает значение одного из системаобразующих факторов целостного глобализационного процесса, поскольку определяет границы техногенного вмешательства общества в природную среду и, в этом смысле, степень экономической и политической эффективности деятельности социокультурных институтов.
Важным фактором и показателем эффективной экологической политики в условиях глобализации является институализация экологических интересов общества, что соответствует основным требованиям и положениям концепции устойчивого развития, для практической реализации которой необходимо наличие человеческих, биосферных, организационных, финансовых информационных, и образовательных ресурсов. Институализация экологических интересов предполагает признание и закрепление субъектами экологических отношений основных норм, ценностей и процедур, направленных на стабилизацию и совершенствование процесса взаимодействия общества и природы, разрешение экологических противоречий.
В процессе глобализации решение экологических проблем возможно только посредством всеобщей интеграции экономических, политических, научно-исследовательских, информационных, морально-нравственных и образовательных потенциалов различных регионов и государств. Таким образом, образовательный процесс органически связан с решением задач, имеющих отношениек проблемам, возникающим в сфере взаимодействия общества и природы.
Образование необходимо рассматривать и как средство институализации, и как самостоятельную институциональную форму, поскольку в этой сфере осуществляется осмысление содержания и средств экологической политики государства, форм деятельности, направленной на достижение необходимого уровня экологической культуры, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, формирование представлений о нормах и ценностных системах, определяющих отношение человека к своему социоприродному бытию и материально-производственной деятельности, развитие потребности в экологической безопасности.
Интеграция, методов, технологий и механизмов современного экологического образования и воспитания осуществляется не только на государственном, но также и на международном уровне. Перманентность и продуктивность процесса совершенствования экологических отношений возможна только при условии межуровневой институциональной координации инициатив и практических действий. Формами такого взаимодействия являются мероприятия авторитетных международных общественных и государственных организаций. Материалы международныхконференций, симпозиумов, решения ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, протоколы и постановления различных комиссий по вопросам экологии
– основные документы между народных и государственных форумов, которые, попадая в систему образования, становятся непосредственным средством активизации экологического сознания и формирования оснований экологической культуры общества. В результате такого синтеза теоретические знания в области экологии приобретают все большую практическую значимость.
В современном мире транснациональные модели экологической деятельности и культуры соответствуют потребностям человечества в решении задач стабилизации и совершенствования социоприродных отношений. Вместе с тем большое значение имеет интеграция общечеловеческих и национальных форм экологической деятельности и экологической культуры. Безусловно, образование, формирующее основание экологического мировоззрения, является опорным звеном в осуществлении такой интеграции.
В 1992 году на Конференции ООН поокружающей среде иразвитию Россия была названа в числе экологически неблагополучных стран. Необходимость активного развития форм экологической культуры с учетом национальных особенностей актуализировалась состоянием природной среды страны и нарастанием экологических проблем, вызванных экономическим подъемом и увеличением техногенных нагрузок на экологические системы в период с 1999 по 2006 год. В это время часть территории страны (около 15% всей территории) с населением, составляющим 2/3 общей численности населения России, признавалась экологически наиболее загрязненной. Актуальность проблемы экологической безопасности и снижения экологических рисков возрастает и в настоящее время. В этих условиях активное включение в учебный процесс компьютерных технологий позволяет многократно увеличить мобильность информационного обеспечения потребности обучающихся в экологическом образовании и просвещении с учетом самых последних достижений в этой области, включая международный опыт, приобретенный в течение последних десятилетий, Именно в этот период происходят глобальные перемены во всех сферах общественной жизни и нарастает экологический кризис как глобальная проблема современности.
Использование интернет источников открывает возможность оперативного поиска информации о крупных международных научных и политических мероприятий, посвященных проблемам укрепления экологической безопасности. И здесь особое значение для образовательного процесса имеет ознакомление с правовой экологической информацией, всемирными экологическими организациями, экологическими общественными организациями, союзами и экологическими движениями, научно-исследовательскими институтами и учебными организациями по вопросам экологии, фондами библиотек в системе экологического просвещения.
В этой связи особое значение имеет энциклопедическая литература (словари, энциклопедии и справочники по экологии). С точки зрения потребностей экологического образования она знакомит студентов с терминами и определениями, представленными в Российских и международных законах, конвенциях, резолюциях, нормативных документах. В энциклопедических источниках предлагаются сведения о международных организациях, фондах по охране природы, наиболее распространенные аббревиатуры природоохранных терминов и названий организаций, термины промышленной экологии, экологиичеловека, разнообразный материал об источниках воздействия на природную среду, а также информация о терминологических системах смежных научных дисциплин.
В результате радикальных изменений экономических, социальных, технологических факторов общественной жизни меняется и сфера образования в концептуальном, методологическом, технологическом смысле. Эти перемены являются следствием интеграционных процессов в образовании с явно выраженной тенденцией к закреплению моделей общеевропейской образовательной политики. Социокультурные, экономические, институциональные факторы и механизмы интеграции образовательных систем опираются на технологическую инновационность обусловленную уровнем научно-технического развития общества, но именно научно-технический потенциал современного человечества, ставший одной из причин глобального экологического кризиса, дает обществу возможность стабилизации социоприродных отношений при условии полноценного использования морально-нравственного и интеллектуального потенциала системы образования.