В условиях модернизации высшего образования ориентация профессиональной подготовки студентов должна быть направлена не только на усвоение знаний и умений, атакженаформированиеустудентов способности решать профессиональные задачи, находить пути решения проблем в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Решение данных задач видится в формировании у студентов в рамках компетентностного подходаличностныхкомпетенций.
Основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. Под компетенцией обычно понимают способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки, быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на изменение обстоятельств и среды, внутренние, потенциальные, психологические новообразования, которые выявляются в компетентностях человека [1].
Личностные компетенции отражают интегральные свойства человека, связанные с тем как он строит отношения с другими людьми, как решает задачи и обращается с информацией, и какой уровень саморегуляции ему доступен. В структуру личностных компетенций включены: ориентация на результат и эффективность, коммуникативные навыки, когнитивные компетенции, саморегуляция и личная эффективность [2].
В большем дефиците находятся навыки целесообразной самоорганизации: пунктуальность, способность правильно распоряжаться своим временем (тайм-менеджмент), умение решать проблемы, умение ставить цели и достигать их. Здесь важно отметить, что ВУЗ играет огромную роль в формирование этого элемента личностной компетенции: умение вовремя мобилизоваться, учиться и переобучаться, адекватно воспринимать и анализировать информацию, выбрасывая из нее все не нужное и четко выделяя нужное. Навыки целесообразной организации являются одной из ключевых основ успешной деятельности, но не менее важны коммуникативные навыки, т.е. коммуникативная компетентность, которая включает в себя: способность к продуктивному диалогу, управление своими эмоциями, чувствами, поведением, умение прогнозировать возможные напряженные межличностные отношения и уметь достойно выходить из конфликтных ситуаций [3].
О.В. Потанина рассматривает когнитивную компетенцию как форму«существования знаний, умений, образованности в целом, которая приводит к личностной самореализации, нахождению выпускниками своего места и сокращению периода адаптации к новым условиям деятельности» и определяет когнитивную компетенцию как «результат образования, при котором уровень подготовленности обучаемого позволяет иметь способности к развитию познавательной деятельности в профессиональной, личной и общественной жизни, самоорганизации и саморазвитию; готовность к постоянному повышению образовательного уровня; потребность в актуализации своего личностного потенциала, демонстрировании рефлексиии самостоятельном приобретении новых знаний и умений» [4, с.301].
Европейское сообщество трактует когнитивную компетенцию как «готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализациии реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию» [5, с.63].
Интегрируя подходы к раскрытию содержания понятия «когнитивная компетентность», можно сформулировать следующие выводы.
1. Все авторы выдвигают на первый план повышение образовательного уровня субъекта, акцентируя внимание на знании технологий учебной деятельности, на самоуправленииучебнойдеятельностью, навладениипознавательнымикомпетенциями.
2. Понимая, что компетентность -личностная характеристика, исследователи в структуре когнитивной компетентности обычно выделяют мотивационную, волевую, ценностную, познавательную, эмоциональную, оценочную и другие составляющие.
Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая субъектную природу личности, ее способность к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности, к произвольной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются ею как желаемые.
Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении, это способность меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.
Саморегуляция -это раскрытие резервных возможностей человека, а, следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности [6].
Таким образом, личностные компетенции являются предельно важным аспектом при приеме на работу и при перемещении, продвижении сотрудников внутриорганизации, поэтомунеобходимо целенаправленно работать над развитием личных компетенций в учебном процессе. Специальные методики существуют и широкоприменяются-например, тренинги, которые предлагают психологические центры. Чтобы формировать конкурентоспособных специалистов, в вузовские программы необходимо включить курсы по развитию личных компетенций.