На современном этапе реформирования высшего профессионального образования наряду с усвоением теоретических знаний актуальным является освоение и усовершенствование мануальных навыков студентов, начиная с младших курсов. В решении этих вопросов велика значимость производственной студенческой практики, проводимой на хорошо оснащенных базах под руководством заинтересованных и компетентных врачей кураторов и главных врачей стоматологических подразделений при регулярном и целенаправленном контроле руководителей производственной практики. Поэтому нам хотелось бы остановиться наособенностях организации и проведения летней производственной практики по терапевтической стоматологии на 3 курсе стоматологического факультета.
Производственную практику по терапевтической стоматологии в качестве помощника врача-стоматолога студенты 3 курса проходят ежегодно в июле в течение двух недель. Обычное количество студентов около 160 человек. В 2012 году их количество составило 61, из них 24 -целевого направления и 1 иностранныйстудент. Малое количество студентов объясняется отсутствием набора на курсе студентов на хозрасчетной основе обучения.
При прохождении практики студенты распределяются на базы муниципальных стоматологических поликлиник и частных клиник Краснодара и Краснодарского края в соответствии с заключенными договорами о прохождение производственной практики с ГБОУВПО КубГМУ Минздрава России и приказами ректора и министерства здравоохранения Краснодарского края.
Особенностью организации практики 2011-2012 учебного года, кроме небольшого количества студентов, было то, что студенты целевого направления, независимо от места назначения, в соответствии с распоряжением ректора, проходили практику на базах Краснодара. Эти факторы сыграли двоякую роль, как положительную, так и отрицательную.
По результатам экзамена по практике 2011-2012 учебногогодасреднийбалл составил 4,25 (2011 году – 4,0; 2010 году – 4,0).
Повышение среднего балла мы связываем с тем, что студентов всего курса удалось распределить в лучшие лечебные учреждения г. Краснодара и края, что в свою очередь, позволило повысить контроль при прохождении практики студентами, оперативность принятия решений, если они возникали в ходе производственной практики. Так же этому способствовало изменения программы студентов 3 курса на кафедре терапевтической стоматологии, где основной акцент сделан на освоение практических навыков и изучение передовых методов лечения основных стоматологических заболеваний, в частности кариеса.
Врачами-кураторами был отмечен высокий уровень теоретической и практической подготовки большинства студентов, несмотря на то, что кафедра терапевтической стоматологии многие годы нуждается в расширении учебной и лечебной баз.
Что касается отрицательных сторон, то необходимо отметить большую численность студентов в последующих наборах, в связи с чем, не будет возможности предоставлять рабочие места студентом целевого направления из других регионов страны. Возникнет необходимость шире использовать возможности частных стоматологических клиник, направлять студентов на практику по месту жительства.
Учитывая опыт данной практики, мы сделали вывод о необходимости регулярного посещения баз во время прохождения студентами практики, как минимум дважды, руководителями производственной практики с профильной кафедры. Кроме того, необходимо провести «паспортизацию» медицинских учреждений (наличие лицензии, виды деятельности, количество кабинетов, отделений, количество стоматологических установок, площадь медицинского учреждения, квалификация специалистов) с помощью руководства краевой стоматологической поликлиники, что повысит качество прохождения производственной практики студентов стоматологического факультета, поднимет рейтинг университета и стоматологических учреждений края.
В процессе организации производственной практики возник ряд негативных моментов: отказ некоторых главных врачей стоматологических поликлиник в приеме студентов на практику, трудности с заключением договоров. В связи с этим, мы считаем целесообразным предложить министерству здравоохранения Краснодарского края выделить специалиста для курирования и решения вопросов, связанных с заключением договоров с муниципальными лечебными учреждениями Краснодара и Краснодарского края, а также для оперативного реагирования в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций при прохождении производственной практики студентов ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.