Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

По новому стандарту [1] c сентября 2012 года для студентов второго курса педиатрического факультета введен вариативный курс «Физиологические особенности детского возраста», что является актуальным в обеспечении целенаправленной подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности. Изучение возрастных особенностей функциональных систем организма дает будущим педиатрам возможность эффективно применять свои знания при лечении заболеваний у детей. На необходимость всестороннего изучения физиологии детского организма указывали классики педиатрии М.С. Маслов (1930), А.Ф. Тур (1967) [2, 3].

В течение осеннего семестра студенты проявили к данному предмету особенный интерес, выполняя задания с желанием, мотивированным процессом познания будущей профессиональной деятельности. Построение занятий предопределяло возможность наблюдения тесной связи основных физиологических процессов развивающегося, начиная с эмбрионального периода, и сформировавшегося организма человека, а также возможность аргументировано акцентировать отличия в функциональном развитии плода на этапах его формирования, детей разного возраста и взрослых.

В процессе преподавания отмечен ряд особенностей в восприятии и усвоении материала вариативного курса. Особенная заинтересованность и прочность закрепления знаний наблюдались при подаче материала с разделением периодов развития по временным интервалам длительностью 1 неделя (при внутриутробном развитии) и 1 месяц (после рождения). Так, один из разделов физиологических особенностей детского возраста посвящен сенсорным системам -структурам организма, ответственным за получение и анализ сигналов, поступающих в организм. Студенты, выполняя задания по выявлению особенностей развития органов чувств, отмечали периоды со слабым развитием анализаторов. При изучении, например, зрительной системы студентами анализировались такие параметры, как световая чувствительность, оптическая хронаксия, светопреломляющие свойства глаза (рефракция), острота зрения, а построение графиков динамики изменения величин в зависимости от возраста позволяло наглядно представить темп развития соответствующих сенсорных систем у детей (рис.1).

Рис.1. Динамика развития остроты зрения у детей разного возраста.

Можно отметить наибольшую эффективность вариативного курса «Физиологические особенности детского возраста» приосвоенииразделов, изученных в курсе нормальнойфизиологии. При изучении ряда тем занятия по дисциплинам нормальной физиологии и физиологическим особенностям детского возраста были построены таким образом, что материал преподавался параллельно. Так, при изучении темы «Кровообращение» рассматривалась динамика снижения ЧСС у детей от 140 мин-1 до 120 мин-1 в течение первого года жизни и до 74 мин-1 к 14 годам при относительно постоянной ЧСС у взрослого человека около 65 мин

1. Студенты имели возможность провести сравнительный анализ динамики ЧСС у человека на протяжении разных возрастных периодов (рис. 2).

системах организма. И в связи с этим подчеркиваласьактуальностьпроведения диспансеризации населения [4].

Резюмируя вышеизложенные положения, можно признать заслуживающей внимания методику параллельного преподавания курсов нормальной физиологии и физиологических особенностей детского возраста с учетом более тесной связи в последовательности преподавания различных разделов и тем.

Таким образом, наряду с предметом нормальной физиологии преподавание вариативного курса «Физиологические особенности детского возраста» дает возможность студентам уже на втором курсе почувствовать значимость своей будущей специальности и позволяет привить любовь к профессии педиатра через познание процессов развития организма человека.

Рис.2. Возрастные изменения частоты сердечных сокращение (ЧСС) в онтогенезе.

При рассмотрении артериального давленияуказывалосьвозрастаниедавления в течение первого года жизни: систолического с 50 до 80 мм рт. ст., а диастолического с 36 до 57 мм рт. ст., и в дальнейшем в возрасте14-16 летдо 110 ммрт. ст. и 70 мм рт. ст. соответственно.

При этом аргументировано отмечалась важность внимательного и своевременного профессионального контроля и, при необходимости, коррекции процессов, протекающих в соответствующих