Система медицинского образования, хотя и является одной из наиболеек онсервативных областей человеческой деятельности, должна отражать, поддерживать и обеспечивать современные требования общества в информации и современных технологиях обучения. Реформирование системы медицинского образования является приоритетным направлением в сфере здравоохранения, так как в конечном итоге определяет эффективность ранней диагностики и профилактики заболеваний, тактику лечения, показатели заболеваемости, смертности, состояние здоровья россиян [1]. Преподавание дисциплины «Лучевая диагностика» в настоящее время предусматривает сочетание классической рентгенологии и современных методов исследования: мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), ультразвуковой диагностики (УЗИ), интервенционной рентгенологии (рентгенхирургии), радионуклидной диагностики. Целью преподавания этой дисциплины является обеспечение обучающихся необходимой информацией для овладения знаниями в области лучевой диагностики и лучевой терапии, дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медикопрофилактическое дело».
Для достижения поставленной выше цели и формирования общего представления о предмете, о его месте и роли в современной клинической практике в настоящее время проводятся лекционные и практические занятия, в процессе которых студенты получают знания по технологии и диагностическим возможностям применяемых в клинике лучевых методик визуализации и в ряде разделов вырабатываются практические навыки интерпретации различных видовизображений [3].
Также для формирования у студентов клинического мышления и заинтересованности в научной деятельности, которая является частью составляющей работы медицинского университета[4], необходим современный творческий подход к преподаванию практических занятий. Поэтому сотрудниками кафедры лучевой диагностики КубГМУ в рамках общей модернизации учебного процесса разработана новейшая модель обучения студентов направлению «Лучевая диагностика» в виде программного комплекса с возможностью 3D визуализации медицинских диагностических изображений. Преимуществами использования трехмерных технологий в обучении являются наглядность, развитие пространственного мышления, включение игровой составляющей в обучающий процесс, интерактивностьза счёт различных вариантов организации обратной связи между наблюдателем и наблюдаемым, что позволяет студентам улучшать интеграцию полученных знаний по нормальной и патологической анатомии, нормальной физиологии, скиалогии, физике и др. медицинским дисциплинам. Модуль 3D-визуализации позволяет вести изучение анатомических структур в интерактивном режиме, используя полученные с высоким разрешением трёхмерные модели с КТ, МРТ, ультразвуковых сканеров. Введение ЗDтехнологий в учебный процесс показало свою эффективность в плане образовательных стандартов. На основании проведённого информационного поиска в доступной литературе аналогов данной разработки в России нет, в Европе и США ведётся активное внедрение подобных технологий в систему медицинского образования, проводятся эксперименты по использованию 3D-графики в рамках обучающих программ.
Дополнительно в структуру разработанного программного комплекса с возможностью 3D-визуализации входит «Модуль оценки знаний» – для определения уровня знаний студентов при помощи ситуационных задач и тестового контроля. Основой создания задач послужили наиболее интересные клинические случаи практической работы сотрудников кафедры, охватывающие различные области врачебной деятельности.
В целом использование программного комплекса 3D-визуализации способствует мотивации студентов к более углубленному изучению медицины, что связано с повышенным интересом и высокой технизации специальности, приобщением к процессу исследования, видимым конечным результатом при проведении исследований, а также возможностью демонстрации морфологических изменений органов. Таким образом, разработанный программный комплекс с возможностью 3D-визуализации помогает осваивать необходимый объем теоретических знаний и практических навыков, позволяет в процессе обучения самостоятельно ориентироваться в основных и специальных методах лучевой диагностики и лучевой терапии, показаниях и противопоказаниях к их применению и составлять протокол диагностического исследования.