Современное здравоохранение в России постепенно осознает необходимость перехода на саморегулирование. Потребность в развитии института саморегулирования возникла в связи с недостаточным соответствием современным условиям существующей нормативно-правовой базы здравоохранения, недостаточной эффективностью государственного регулирования, расширением сферы платных услуг и другими факторами [5]. В здравоохранении предлагается перевести на саморегулирование не всю отрасль, а только отдельный фрагмент -профессиональную деятельность. «Саморегулирование, -считает президент «Национальной Медицинской Палаты», директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, доктор медицинских наук, профессор Леонид Рошаль, -это когда медицинские работники сами следят за уровнем профессионального образования, знаниями и умением каждого члена профессиональной медицинской ассоциации и создают для этого соответствующие структуры, когда профессиональные медицинские организации сами разрабатывают стандарты, протоколы и медицинские рекомендации и сами следят за их исполнением, когда медики сами обеспечивают чистоту своих рядов, освобождаясь от тех, кто позорит их». В то же время Л. Рошаль заявил, что Россия пока не готова к введению саморегулирования в здравоохранении [1].
В обсуждении проблемы саморегулирования организаций здравоохранения, на наш взгляд, выпал существенный аспект – кем он должен осуществляться? Видимо необходимо менять мышление профессионалов, а затем уже и систему, т. е. вначале создать и воспитать руководителей саморегулирования, способных подчиняться общему решению, а не собственным понятиям. Как до каждого врача должно дойти осознание собственного участия в процессе саморегулирования? Не следует ли рассматривать саморегулирование в здравоохранении одновременно как способность к саморегулированию на личностном уровне?
В ФГОС ВПО третьего поколения включены компетенции, прямо указывающие на формирование способности и готовности врача(лечебник, стоматолог, педиатр) к работе в медицинской организации саморегулирующегося типа – «способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовыхнорм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8)». Для специалиста медико-профилактического дела – «способность и готовность к деятельности в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики, законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-4); готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8)».
Известно, что более 70% россиян не удовлетворены качеством медицинской помощи сегодня [7]. Такое положение дел, как считают представители врачебного сообщества, обусловлено не только низкой технологической вооруженностью специалистов, но и проблемами основного и послевузовского профессионального образования [3].
Президент Международного общества бизнеса, экономики и этики Ричард Де Джордж называет два фактора, которые определяют необходимость саморегулирования медицинской деятельности: специальный характер знаний, необходимых для реализации профессиональной врачебной деятельности, которые труднодоступны для неспециалистов; установление врачами для себя более жестких правил поведения, чем общество требует от своих граждан, не являющихся специалистами в области медицины [7]. В связи с этим мы считаем, что проблему саморегулирования профессиональной деятельности в здравоохранении следует решать, начиная с формирования способности студента к саморегуляции своей учебно-профессиональной деятельности.
Под саморегуляцией студентом своей учебно-профессиональной деятельности подразумевается осознанная саморегуляция, направленная на построениедействийиповедения, соответствующих задачам обучения, воспитания, личностного развития, профессионального и субъектного становления в вузе [2]. Такая саморегуляция предусматривает сознательное подчинение поступков этическим и профессиональным требованиям; надлежащее владение собой, своими эмоциями, чувствами, стремлениями; задержку и устранение неприятных в данных ситуациях, в данном вузе и обществе проявлений настроения и психических состояний; осознание своих побуждений и адекватное самопознание в целом; адекватная самооценка уровня своих знаний, умений, навыков, способностей, достижений личностного развития, субъектного и профессионального становления; в конечном счете -осуществление задач профессионального, личностного и субъектного самосовершенствования на основе самопознания [6].
Главными средствами саморегуляции являются воля, мотивация, рефлексивность, интеллект, а также такие личностные черты, направленные на становление субъектности, как самостоятельность, активность, избирательность и др. [2]. По нашему мнению, работу в саморегулируемых медицинских организациях должны осуществлять специалисты, которые сами владеют навыками личностной саморегуляции, иначе все нормы и правила профессиональной деятельности будут восприниматься как нечто чуждое, навязанное извне, не включенное в направленность личности. Для внедрения в России саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников предстоит провести огромную организационную, кадровую и законодательную работу. Видимо следует добавить и работу по формированию способной к саморегулированию и самосовершенствованию личности будущего врача.
С современных позиций эффективность учебно-профессиональной деятельности студентов оценивается не только поихакадемической успеваемости, но и по достигнутым показателям профессионально-личностной зрелости студентов как субъектов жизнедеятельности[6]. Этой проблеме традиционно уделялось и уделяется большое внимание в процессе преподавания всех дисциплин на кафедре судебной медицины КубГБМУ. В настоящее время в рамках проблемы формирования способности к саморегулированию учебно-профессиональной деятельности, по дисциплине «Основы профессиональной деятельности врача» студенты осваивают такие модули, как: статус врача в России; специфика современного медицинского образования; особенности подготовки медицинских работников и фармацевтических работников; составляющие профессиональной подготовки: профессиональные знания, профессиональная этика, профессиональное законодательство; становление профессионала медицинского профиля; портрет современного врача; профессиональные деформации личности врача и мн. др. Также производится диагностика профессионально-личностного развития студента, уровень сформированности системы саморегуляции, осуществляется индивидуально персонифицированная работа цель которой – формирование у студента отчетливых представлений о своих возможностях при решении разного рода задач саморегуляции.
На практических занятиях процесс разбора ситуационных задач включает три аспекта – медицинский, правовой и деонтологический (нравственный). Каждый студент имеет возможность оценить: свою профессиональную подготовку как практикующего врача (медицинский аспект), правовую культуру (правовая компетентность) и коммуникативную культуру (этическая компетентность).
По нашему мнению целесообразно начинать формирование способности к саморегулированию учебно-профессиональнойдеятельностиврачасначального периода обучения в вузе. Это могут быть как отдельные элективные курсы, так и отдельные блоки курсов введения вспециальность инаучной организации учебного труда студентов. Таким образом, предпосылками перехода на саморегулирование в здравоохранении является подготовка профессионала, являющегося субъектом саморегуляции своей профессиональной деятельности.