В настоящее время информатизации здравоохранения как важнейшему направлению модернизации и повышения эффективности управления и качества медицинской помощи уделяется пристальное внимание со стороны государства [1, 2, 4].
Новая реальность выдвигает принципиально другой уровень требований к подготовке специалистов-медиков: с одной стороны, врач, безусловно, должен владеть своей предметной областью, ас другой, – уметь применять информационно-коммуника-ционные технологии (ИКТ) при осуществлении профессиональных обязанностей [3]. Проблема объединения в сознании обучающихся этих направлений образования в процессе профессиональной подготовки требует интегрированного подхода в организации педагогического процесса. Интеграция дает возможность перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии.
Реализация возросшего значения владения ИКТ нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС-3) третьего поколения для подготовки специалистов медицинского направления высшего профессионального образования. ФГОС-3 является нормативной основой подготовки специалистов-медиков, который определяет содержание и уровень качества подготовки специалистов, что является необходимым условием обеспечения в будущем качественной медицинской помощи.
Качество подготовки специалистов характеризуется результативностью, проявляющейся в знаниях, умениях и навыках. На их основе формируются ключевые компетенции выпускников, позволяющие им эффективно выполнять свои профессиональные обязанности. Традиционная дискретно-дисциплинарная система подготовки не в полной мере позволяет формировать у студента интегративное знание, которое обеспечивало бы будущему специалисту эффективное выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с целостным подходом кпониманию здоровья человека. Связано это с тем, что цели и содержание отдельных дисциплин изолированы друг от друга, сообщаемая студентам учебная информация разложена по отдельным учебным дисциплинами изучается дифференцированно. Поэтому концептуальной основой подготовки медицинского специалиста, отвечающего социальному заказу, должна являться интеграция потенциала медицинской науки, достижений социально-гуманитарных наук и современных образовательных технологий, в большей своей части базирующихся на новых информационных технологиях.
В соответствии с ФГОС-3 преподавание курса медицинской информатики в Кубанском государственном медицинском университете (КубГМУ) организовано на кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины начинаяс 2011 годавобъеметрехзачетныхединиц. Нормативной базой при организации курса являлись приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 8 ноября 2010 г., № 1122 от 8 ноября 2010 г., № 16 от 14 января 2011 г. Медицинская информатика читается студентам первого курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.
Одним из ключевых модулей, формирующих у студентов-медиков современные подходы к работе с информацией и интегрирующих внутри дисциплинарные и межпредметные связи, является модуль «Информационные системы». При изучении информатики и ИКТ в курсе средней школы учащиеся только знакомились с понятием информационных систем. Курс «Медицинская информатика» формирует у студентов-первокурсников не только понятие информационной системы, но и развивает его в медицинском аспекте как базовое. Медицинские информационные системы (МИС) необходимы для работы после окончания вуза во всех сферах профессиональной деятельности медиков: в диагностике, в лечебной работе, при профилактике заболеваний, в организации и управлении оказанием медицинской помощи населению, в научно-исследовательской работе.
При разработке методики преподавания модуля с позиций интеграционного подхода учитывались общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Такие общекультурные компетенции как способность и готовность анализировать экономические проблемы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности развивали на практических занятиях по медицинской информатике с помощью индивидуальных заданий из курса экономики. Решение этих задач осуществляли в среде электронных таблиц. Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к ведению дискуссии и полемики,к редактированию текстов профессионального содержания формировали у студентов сиспользованием локальных сетевых технологий, подготовки презентаций и их последующей публичной защитой.
Такие общепрофессиональные компетенции как способность и готовность системного подхода к анализу медицинской информации, к владению компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач формировались на практических аудиторных занятиях и при самостоятельной работе студентовпутемподбораиндивидуальных заданий с учетом личностных характеристик учащихся. При этом активно использовались различные поисковые системы глобальной сети, электронную почту, online-тестирование в учебно-информационной системе Кубанского государственного медицинского университета, а также учебно-информационную систему других интернетресурсов (i-exzam.ru).
С профессиональными компетенциями, такими как способность и готовность применять современные социально-гигиеническиеметодикимедико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения, знакомили на примере открытых в глобальной сети статистических данных, публикуемых региональными органами управления здравоохранения – Министерством здравоохранения Краснодарского края [6]. При этом применяли статистические методы, изучаемые студентами на занятиях по математике и статистике с использованием статистических программ и приложений широко распространённых программ (Excel).
В содержании медицинской информатики рассматриваются вопросы систематизации и классификации именно медицинских информационных систем различных уровней, в том числеиединой государственной информационной системы в здравоохранении.
Для изучения модуля «Информационные системы» в рабочей программе учебной дисциплины отводится около 40% лекционных часов. Примерно такая же доля трудоемкости приходится на этот модуль на практических занятиях ивсамостоятельной работе студентов. Необходимым условием для успешного преподавания модуля «Информационные системы» является предшествующее изучение модулей медицинской информатики: аппаратное и программное обеспечение, базовые технологии преобразования, обработки, хранения и передачи информации, а также определенных разделов других учебных дисциплин: математики (графическое представление функций), статистики (описательная статистика, гипотезы сравнения, корреляционный анализ), экономики.
На практических занятиях в рамках модуля «Информационные системы» студенты развивают умения работы с базами данных, знакомятся с различными видами медицинских информационных систем: учебными, технологическими, диагностическими, экспертными, автоматизированными рабочими местами специалистов. В заключительной части освоения модуля студенты работают с универсальной, многофункциональной автоматизированной системой для сбора, обработки и хранения статистических данных по всем видам медицинской деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) АС «Поликлиника»
АС «Поликлиника» разработана в Краснодарскоммедицинскоминформационно-вычислительном центре (КМИВЦ) (свидетельство о государственной регистрации №2008611211 от 07 марта 2008 года) в среде BorlandC++Builder, СУБД MSSQLSERVER 2005 (свободно-распространенная версия EXPRESS) [5]. Автоматизированная система «Поликлиника» включает15 тематически разделенных групп автоматизированных рабочих мест специалистов. Эта комплексная программа создана для решения следующих задач:
- Осуществление комплекса мер для внедрения и эксплуатации автоматизированных систем в деятельность учреждений здравоохранения, способствующих повышению доступности и качества оказания медицинской помощи.
- Оперативный учет выписанных лекарственных средств в лечебно-профилак-тических учреждениях.
3. Комплексная автоматизация лечебно-профилактических учреждения.
4. Снижение затрат на программные продукты путем перехода на единый программный продукт.
Внедрение АС «Поликлиника» позволяет повысить качество обслуживания пациентов (Интернет запись), повысить квалификацию медицинского персонала, снизить себестоимость обслуживания населения, снизить затраты на хранение и ведение картотеки амбулаторных карт, обеспечить учет выполненных медицинских услуг, получить социальный пакет.
Выбор вышеупомянутой МИС для использования в учебном процессе на практических занятиях основан на распространенности этой информационной системы среди ЛПУ Краснодарского края, в большинстве которых будут работать будущие выпускники вуза, имеющие направления в рамках краевой программы «Врачебные кадры для сельского здравоохранения».
Так как студенты первого курса еще недостаточно хорошо владеют медицинской терминологией, то знакомство и умения работать в автоматизированной системе осуществляются на примере АРМ «Регистратура», АРМ «Талон амбулаторного пациента», АРМ «Больничные листы».
Самостоятельная работа студентов при изучении модуля информационные системы состоит из затрат времени на изучение теоретической части модуля, а также подготовки реферативных работ и созданию в рамках студенческого научного общества презентаций по темам модуля. Презентации рассматриваются на заседаниях студенческого научного кружка, и затем образуют банк презентаций кафедры для видео демонстрации через визуальные средства общего доступа на территории кафедры.
Применение интегрально-модульного подхода в организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Медицинская информатика»повлияло на результаты тестирования, которое проводилось среди студентов по рабочим программам ФГОС-3. Было проведено сравнение распределения значений набранных тестовых балловпри тестировании студентов педиатрического факультета (дата тестирования 16.04.2012), которые обучались по образовательным программамГОС-2 (n = 186), ипри тестировании студентов педиатрического факультета (дата тестирования 15.01.2013), которые обучались по образовательным программам ФГОС-3 (n = 114). Значение медианы распределения значений баллов при тестировании по ГОС-2 составило 50,0 баллов. Аналогичное значение притестировании по ФГОС-3 уже было равно 72,2 балла (рис.).
более суммарных баллов. Большая доля этих студентов набирала низкие баллы.
Исходя из вышеприведенного, можно сказать, что применение интегративно-модульного подхода с опорой на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в методике преподавания курса медицинской информатики позволило повысить уровень усвоения учебного материала студентами первого курса по изучаемой дисциплине.