Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Главным показателем уровня квалификации специалиста является его профессиональная компетентность.

В условиях модернизации среднего медицинского образования компетентностная модель подготовки специалистов является основным направлением инновационного развития медицинского образования.

Сравнивая традиционное обучение с компетентностной моделью образования, необходимо выделить основные различия:

Традиционный подход:

-педагогика требований;

-знание как сведение;

-принцип доступности;

-деятельность в условиях стабиль

ного общества. Компетентностный подход:

-педагогика возможностей;

-знание как средство преобразования ситуаций;

-принцип проблемности; социального взаимодействия;

-деятельностьвусловияхнеопределенности.

Компетентностный подход в образовании, на наш взгляд, способен решить определенные недостатки традиционного обучения. При компетентностном подходе изменяется отношение студента к осуществляемой деятельности, проявляется стремление к личностному росту, развивается способность успешно решать на профессиональном уровне определенные задачи, ситуации, проблемы и т.д.

Особенность компетентности заключаетсявтом, что она в большей степени является результатом саморазвития,самообразования личности. В связи с этим особенно важно создать студентам условия, побуждающие к саморазвитию, ориентировать их на творческую деятельность, сформировывать у них потребность к самообразовательной деятельности. Компетентностная модель в образовании призвана решить проблему подготовки грамотных, успешных специалистов, конкурентноспособность которых в значительной степени будет определяться уровнем их профессиональной компетенции[2].

Мысчитаем, что, несмотря на активное внедрение инновационных методов и технологий обучения, традиционные методы в преподавании терапии не утратили свою актуальность.

При проведении практических и семинарских занятий преподаватель закрепляет навыки, включающие правильный сбор анамнеза, осмотр больного, намечает план обследования. Акцент делается на вопросах диагностики и лечения в амбулаторных условиях.

Однако существующее традиционное обучение не всегда удовлетворяет требованию сблизить процессы обучения и мышления.

Внедрение инновационных методик преподавания позволяет повысить наглядность обучения, улучшить усвоение полученных знаний. Одним из наиболее распространенных и доступных видов собственных образовательных ресурсов является компьютерная презентация. Преподавателями терапии нашего колледжа подготовлены мультимедийные презентации практических занятий по всем темам междисциплинарного курса

02.01 «Лечение пациентов терапевтического и гериатрического профиля».

Подобный инновационный подход повышает наглядность преподавания, способствует лучшему освоению материала и вызывает большой интерес у студентов. Крометого, студентысамостоятельно работают над созданием тематических компьютерных презентаций.

Для формирования профессиональных компетенций нами широко используются различные формы подготовки: дискуссии, круглые столы, самоподготовка с анализом различных информационных ресурсов, создание студентами презентаций, сообщений для их обсуждения в группах, проведение мини-конференций, внедряются ролевые и деловые игры.

В педагогической работе цикловой комиссии «Лечебное дело» широко используются инновационные технологии, методы и приемы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной деятельности.

В ходе реализации в колледже инновационного образовательного проекта были закуплены муляжи, анатомические модели, а также манекены и современные симуляторы, имеющие физиологические характеристики живого человека (более 30 наименований). Это позволило создать хорошо оснащенный симуляционный класс, на базе котороговнастоящее время проводятся практические занятия с использованием технологий симуляционного и проблемно ситуационного обучения. Преподавателями терапевтических, педиатрических и хирургических дисциплин создано комплексное методическое обеспечение практических занятий на базе симуляционного класса.

Одна из форм активных методов обучения -проблемное обучение. Создание проблемной ситуации дает возможность преподавателю вовлечь студента в активный поиск ответов на поставленные вопросы путем размышления и рассуждения.

Достаточно эффективным методом организации активной познавательной деятельности студентов является case study (анализ конкретных ситуаций). Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент определяет имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения. Это развивает способность к анализу конкретных профессиональных ситуаций.

Ролевые игры дают возможность имитировать различные ситуации (прием пациента с различной патологией, консультативный прием и т.д.).

Использование деловых и ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность студентов и позволяет интересно проводить занятия, что несомненно положительно сказывается на качестве подготовки средних медицинских работников для практического здравоохранения Краснодарского края.

Таким образом, использование инновационных технологий должно гармонично сочетаться в учебном процессе с традиционными педагогическими технологиями, что позволит достичь главной цели, которую ставит «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности, способной к непрерывному развитию и самосовершенствованию [1].